За інформацією апарату управління ДП «Адміністрація морських портів України» філія «Дельта-лоцман» виконала річний план з днопоглиблення та збільшила до 1,5 млн. куб. м річний обсяг днопоглиблення, виконаного власним технічним флотом.
С давних времен за безопасность прохождения судов по морским каналам отвечает лоцман. В Черной книге лондонского Адмиралтейства несколько сотен лет тому назад записано, что в случае затопления корабля по вине лоцмана морякам разрешалось отрубить ему голову. Теперешние лоцманы — опытные специалисты своего дела — несут намного большую ответственность за сохранность судна и жизни людей, поскольку последствия аварий с современными судами бывают намного серьезнее.
С целью совершенствования условий обеспечения безопасности мореходства, охраны жизни человека в море и окружающей среды в территориальных водах Украины в соответствии с требованиями международных соглашений и конвенций, упорядочения структуры морских лоцманских служб 11 лет тому назад, было создано единственное в Украине государственное предприятие «Дельта — лоцман», центральный офис которого находится в г. Николаеве.
Обеспечение безопасности судоходства, которое возлагается на предприятие,— это не только осуществление лоцманских проводок судов, но и обеспечение надлежащей эксплуатации каналов, по которым проходят суда, и осуществление круглосуточного радиолокационного сопровождения объектов морского движения, и подготовка и обучение лоцманов. Для этого в составе предприятия есть подразделения лоцманских служб, расположенные в портах по побережью Черного моря, посты регулирования движения судов, автоматические радиолокационные посты, флот, насчитывающий 20 лоцманских катеров, автотранспортное управление, тренажерный центр. Содержание в надлежащем состоянии, комплектация современным оборудованием, постоянная модернизация объектов ГП «Дельта — лоцман» позволяют четко и оперативно оказывать помощь при проведении судов капитанами по территориальным водам Украины. Лоцманский катер в любое время доставит лоцмана на судно в открытом море. На всех лоцманских станциях созданы надлежащие условия для работы и отдыха лоцманов, обеспечивается, в случае необходимости, перевозка их автотранспортом в любой порт или место постоянного пребывания.
Вопросам охраны труда здесь уделяется особое внимание. По оценке теруправления Госгорпромнадзора по Николаевской области, предприятие является одним из лучших в области охраны труда, что было подтверждено результатами комплексной проверки, проведенной в июне текущего года. На мероприятия по охране труда в 2008 г. израсходовано почти 2,5 млн. грн. На предприятии обеспечивается функционирование СУОТ, трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием охраны труда. В состав отдела охраны труда входят три работника. Обеспечивать постоянный контроль во всех подразделениях, расположенных на территории четырех областей и АР Крым, сложно, поэтому приказом директора в каждом структурном подразделении назначены лица, ответственные за организацию работы по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.
Серьезный подход к вопросам охраны труда со стороны руководства предприятия, отдела охраны труда способствует тому, что производственный травматизм.
на ГП «Дельта — лоцман», где работает почти 1,5 тыс. человек, практически отсутствует. Единственный несчастный случай со смертельным исходом произошел 3 января 2008 г., когда вместе с членами экипажа болгарского судна «Vanessa», затонувшего во время шторма в Керченском проливе, от переохлаждения погиб лоцман Единой морской лоцманской службы «Керчь». По результатам расследования нарушений требований безопасности со стороны предприятия и потерпевшего не были установлены.
«Дельта — лоцман» с 2006 г. выпускает бюллетень аварийных морских происшествий, где анализируются аварии с отечественными и зарубежными судами, произошедшие в наших водах. Материалы бюллетеня изучаются и анализируются в ходе технического обучения в подразделениях лоцманских служб и на постах регулирования движения судов. Любую ситуацию можно смоделировать в тренажерном центре, по оснащенности являющимся одним из лучших в Европе. На виртуальном навигационном ходовом мостике программируются любые нестандартные ситуации, а также операции по спасению экипажей и пассажиров судов. Такое обучение проводится совместно со Службой спасения на воде, подразделениями МЧС и представителями других заинтересованных предприятий и организаций. Подготовка лоцманов и других специалистов позволила в 2008 г. почти вдвое уменьшить (14 в 2008 г. против 27 в 2007 г.) количество аварийных морских происшествий при том, что общее количество лоцманских проводок увеличилось почти на 1 тыс. и составляло 63,7 тыс.
Ни одно аварийное морское происшествие в прошлом и текущем годах не произошло по вине лоцманов. Главная причина аварий — техническая неисправность судов и судового оборудования. Бывают случаи, когда капитаны судов не учитывают рекомендации и указания лоцманов или лоцманов-операторов и берут на себя ответственность за безопасную проводку судов. К сожалению, такая самоуверенность иногда приводит к аварии.
Авторитет ГП «Дельта — лоцман» в первую очередь зависит от профессионализма команды лоцманов. Поэтому подготовке лоцманов на предприятии уделяется особое внимание. Всего на предприятии работает 350 лоцманов. В основном это бывшие капитаны или старшие помощники капитанов, имеющие огромный практический опыт работы. Профессиональный отбор осуществляется по результатам соответствующих тестирований, психофизиологического обследования, медицинских осмотров. Поскольку большинство лоцманов — люди уже немолодые, состоянию их здоровья уделяется особое внимание: они в установленные сроки проходят медосмотры, санаторно-курортное и профилактическое лечение.
Большое внимание уделяется обеспечению надлежащего состояния плавсостава флота. Необходимые осмотры, ремонты, обеспечение спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, аварийно-спасательными средствами проводятся своевременно и в полном объеме. По мере возможности идет обновление плавсредств и модернизация оборудования, а средства для этого есть — предприятие в 2008 г. получило прибыль намного большую, чем в 2007 г. и заняло первое место среди основных налогоплательщиков г. Николаева. Благодаря этому были завершены модернизация поста регулирования движения судов «Феодосия» и строительство автоматического радиолокационного поста «Феодосия», произведен ремонт постов регулирования движения судов «Одесса», «Русская Коса» (г. Николаев), проводится унификация и комплектация самым современным оборудованием всех автоматических радиолокационных постов. Главная задача на текущий год — продолжение работы по реализации проекта восстановления глубоководного судового хода «Дунай — Черное море», который является стратегически важным объектом для Украины, ее признания в мире как морского государства.