Правофланговые безопасности в морских портах

Научно-производственный журнал "Охрана труда"
Понеділок, Жовтень 26, 2009

С давних времен за безопасность прохож­дения судов по морским каналам отвечает лоцман. В Черной книге лондонского Адмирал­тейства несколько сотен лет тому назад за­писано, что в случае затопления корабля по вине лоцмана морякам разрешалось отру­бить ему голову. Теперешние лоцманы — опытные специалисты своего дела — несут намного большую ответственность за со­хранность судна и жизни людей, поскольку последствия аварий с современными судами бывают намного серьезнее.

С  целью совершенствования условий обеспечения безопасности мореходства, охраны жизни чело­века в море и окружающей среды в территориаль­ных водах Украины в соответствии с требования­ми международных соглашений и конвенций, упорядоче­ния структуры морских лоцманских служб 11 лет тому на­зад, было создано единственное в Украине государствен­ное предприятие «Дельта — лоцман», центральный офис которого находится в г. Николаеве.

Обеспечение безопасности судоходства, которое воз­лагается на предприятие,— это не только осуществление лоц­манских проводок судов, но и обеспечение надлежащей эксплуатации каналов, по которым проходят суда, и осу­ществление круглосуточного радиолокационного со­провождения объектов морского движения, и подготовка и обучение лоцманов. Для этого в составе предприятия есть подразделения лоцманских служб, расположенные в портах по побережью Черного моря, посты регулиро­вания движения судов, автоматические радиолокацион­ные посты, флот, насчитывающий 20 лоцманских кате­ров, автотранспортное управление, тренажерный центр. Содержание в надлежащем состоянии, комплектация современным оборудованием, постоянная модернизация объектов ГП «Дельта — лоцман» позволяют четко и опера­тивно оказывать помощь при проведении судов капита­нами по территориальным водам Украины. Лоцманский катер в любое время доставит лоцмана на судно в от­крытом море. На всех лоцманских станциях созданы над­лежащие условия для работы и отдыха лоцманов, обеспе­чивается, в случае необходимости, перевозка их автотран­спортом в любой порт или место постоянного пребывания.

Вопросам охраны труда здесь уделяется особое вни­мание. По оценке теруправления Госгорпромнадзора по Николаевской области, предприятие является одним из лучших в области охраны труда, что было подтверждено результатами комплексной проверки, проведен­ной в июне текущего года. На мероприятия по охране труда в 2008 г. израсходовано почти 2,5 млн. грн. На предприятии обеспечивается функционирование СУОТ, трехступенчатый административно-общественный кон­троль за состоянием охраны труда. В состав отдела охраны труда входят три работника. Обеспечивать по­стоянный контроль во всех подразделениях, располо­женных на территории четырех областей и АР Крым, сложно, поэтому приказом директора в каждом струк­турном подразделении назначены лица, ответственные за организацию работы по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

Серьезный подход к вопросам охраны труда со сто­роны руководства предприятия, отдела охраны труда способствует тому, что производственный травматизм.

на ГП «Дельта — лоцман», где работает почти 1,5 тыс. человек, практически отсутствует. Единственный не­счастный случай со смертельным исходом произошел 3 января 2008 г., когда вместе с членами экипажа бол­гарского судна «Vanessa», затонувшего во время штор­ма в Керченском проливе, от переохлаждения погиб лоцман Единой морской лоцманской службы «Керчь». По результатам расследования нарушений требований безопасности со стороны предприятия и потерпевшего не были установлены.

«Дельта — лоцман» с 2006 г. выпускает бюллетень аварийных морских происшествий, где анализируются аварии с отечественными и зарубежными судами, прои­зошедшие в наших водах. Материалы бюллетеня изуча­ются и анализируются в ходе технического обучения в подразделениях лоцманских служб и на постах регулирования движе­ния судов. Любую ситуацию можно смоделировать в тренажерном цен­тре, по оснащенности являющимся одним из лучших в Европе. На вир­туальном навигационном ходовом мостике программируются любые нестандартные ситуации, а также операции по спасению экипажей и пассажиров судов. Такое обучение проводится совместно со Службой спасения на воде, подразделениями МЧС и представителями других за­интересованных предприятий и ор­ганизаций. Подготовка лоцманов и других специалистов позволила в 2008 г. почти вдвое уменьшить (14 в 2008 г. против 27 в 2007 г.) количе­ство аварийных морских происше­ствий при том, что общее количе­ство лоцманских проводок увеличилось почти на 1 тыс. и составляло 63,7 тыс.

Ни одно аварийное морское происшествие в про­шлом и текущем годах не произошло по вине лоцманов. Главная причина аварий — техническая неисправность судов и судового оборудования. Бывают случаи, когда капитаны судов не учитывают рекомендации и указания лоцманов или лоцманов-операторов и берут на себя ответственность за безопасную проводку судов. К со­жалению, такая самоуверенность иногда приводит к аварии.

Авторитет ГП «Дельта — лоцман» в первую очередь зависит от профессионализма команды лоцманов. Поэтому подготовке лоцманов на предприятии уделяет­ся особое внимание. Всего на предприятии работает 350 лоцманов. В основном это бывшие капитаны или старшие помощники капитанов, имеющие огромный практический опыт работы. Профессиональный отбор осуществляется по результатам соответствующих те­стирований, психофизиологического обследования, ме­дицинских осмотров. Поскольку большинство лоцма­нов — люди уже немолодые, состоянию их здоровья уделяется особое внимание: они в установленные сроки проходят медосмотры, санаторно-курортное и профи­лактическое лечение.

Большое внимание уделяется обеспечению надлежа­щего состояния плавсостава флота. Необходимые осмотры, ремонты, обеспечение спецодеждой, спецобу­вью и другими СИЗ, аварийно-спасательными средст­вами проводятся своевременно и в полном объеме. По мере возможности идет обновление плавсредств и мо­дернизация оборудования, а средства для этого есть — предприятие в 2008 г. получило прибыль намного боль­шую, чем в 2007 г. и заняло первое место среди основ­ных налогоплательщиков г. Николаева. Благодаря этому были завершены модернизация поста регулирования движения судов «Феодосия» и строительство автомати­ческого радиолокационного поста «Феодосия», произ­веден ремонт постов регулирования движения судов «Одесса», «Русская Коса» (г. Николаев), проводится уни­фикация и комплектация самым современным оборудо­ванием всех автоматических радиолокационных постов. Главная задача на текущий год — продолжение работы по реализации проекта восстановления глубоководного судового хода «Дунай — Черное море», который являет­ся стратегически важным объектом для Украины, ее при­знания в мире как морского государства.