Украина внедряет европейские стандарты безопасности движения судов

Газета "Кіевскій ТелеграфЪ"
Субота, Грудень 12, 2009

6 октября 2009 года руководящим комитетом по внедрению проекта Речных информационных служб (РИС) IRIS Europe II (Implementation of River Information Services in Europe II) изменен статус Украины с наблюдателя на члена. Это произошло благодаря серьезной работе специалистов госпредприятия (ГП) "Дельта-лоцман".

Внедрение на предприятии европейских стандартов качества лоцманской службы и обеспечение безопасности судоходства уже позволило в 2009 году снизить в три раза количество морских происшествий по сравнению с прошлым годом. На эту и другие темы мы разговаривали с Александром Голодницким, директором ГП "Дельта-лоцман".

Александр Григорьевич, каким образом стандарты обеспечения безопасности судоходства влияют на качество лоцманской службы в Украине?

- Государственное предприятие "Дельта-лоцман" было создано в 1998 году приказом Министерства транспорта Украины с целью усовершенствования условий обеспечения безопасности мореплавания, а также упорядочения структуры морских лоцманских служб в северо-западной части Черного моря.

Цель проекта IRIS Europe II - внедрение на внутренних водных путях (в частности, на Дунае) услуг по обмену данными по транспортным и грузовым потокам, по судам, перевозимым грузам и маршрутам следования, проведение мероприятий по предотвращению чрезвычайных происшествий или, другими словами, по усовершенствованию условий обеспечения безопасности движения судов. Присоединившись к этому европейскому проекту, ГП "Дельта-лоцман" получило возможность непосредственно участвовать в разработке стратегии, тактики, технической и организационной основы проекта.

На сегодняшний день в проекте участвуют 11 европейских стран. Они обеспечивают безопасность движения судов и оптимизируют транспортные потоки по рекам Дунай, Майн, Рейн, Везер, Сена, Шельда.

ГП "Дельта-лоцман" пришло в этот проект с собственными разработками в области мониторинга надводной обстановки в территориальных водах Украины. На постах регулирования движения судов (ПРДС) в разных регионах Черного и Азовского морей, на украинском участке Дуная нашим предприятием уже давно и успешно используются базы данных по судам и мониторинг их движения. Кстати, далеко не все страны - участницы проекта (в частности Франция, Нидерланды, Румыния, Болгария) обладают такой возможностью.

Поэтому мы рассчитываем на поддержку правительства Украины по созданию легитимного документа об обмене информацией с другими дунайскими странами и партнерами по IRIS Europe II.

По планам руководства IRIS Europe II, до конца 2011 года должны стартовать пилотные проекты по внедрению стандартов обмена информацией о состоянии фарватеров, транспорта и транспортных потоков, грузов и документов для пользователей РИС. А к 2014 году страны - участницы проекта планируют объединить свои базы данных для достижения гармонизации предоставляемых услуг.

А что вы делаете для повышения качества лоцманских услуг?

- 28-30 октября нас посетила делегация Лоцманской корпорации Нидерландов, Международной группы пользователей Кодекса ISPO (Международный стандарт для лоцманских организаций). Целью визита было обсуждение вопроса возможности внедрения Кодекса ISPO в лоцманской организации ГП "Дельта-лоцман".

Гости из Нидерландов выразили заинтересованность в присоединении ГП "Дельта- лоцман" к лоцманским организациям, которые уже подтвердили свое соответствие международным требованиям Кодекса ISPO, где большое внимание уделяется именно подготовке лоцманов.

Обсуждение вопросов организации работы лоцманов в ГП "Дельта-лоцман" на ПРДС "Очаков" показало, что деятельность лоцманской службы и документации предприятия по управлению качеством и безопасностью уже сейчас во многом соответствует требованиям Кодекса ISPO и может быть использована блоками при его внедрении.

Насколько я понимаю, вам предстоит пройти сертификацию. Готово ли ГП "Дельта-лоцман" к этому рубежу?

- Действительно, украинская лоцманская служба в лице ГП "Дельта-лоцман" планирует пригласить экспертов ЕМРА (European Maritime Pilots Association) для получения свидетельства о прохождении сертификации по Кодексу ISPO в конце декабря 2009-го - начале января 2010 года.

Уверен, что пройти сертификацию предприятию будет довольно легко, так как у нас имеются значительные наработки в области управления качеством, безопасностью и охраной окружающей среды, которые будут использованы при внедрении Кодекса.

В 2008 году ГП "Дельта-лоцман" получило сертификат соответствия системы управления качеством предприятия, согласно требованиям ГСТУ ISO 9001-2001. Мы имеем уникальный и единственный в странах Восточной Европы отраслевой тренажерный центр подготовки и переподготовки морских лоцманов и лоцманов- операторов.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о тренажерном центре.

- Центр создан на базе предприятия в 2001 году. Он оборудован комплексом навигационного оборудования фирмы "Транзас" и состоит из четырех навигационных ходовых мостиков, трех постов служб регулирования движения судов и мультимедийного компьютеризованного лоцманского класса. На тренажере имитируется реальное плавание с возможностью круговой визуализации при действии внешних факторов в любых районах и условиях плавания.

На протяжении 2001-2009 годов тренажерную подготовку и переподготовку прошли 1214 лоцманов и лоцманов-операторов, а соответствующие знания по отдельным дисциплинам приобрели 794 морских специалиста.

Центр имеет протокол соответствия N29/2003 года инспекции по подготовке и дипломированию моряков, Диплом международного академического рейтинга популярности и качества "Золотая Фортуна" (2002).

Известно, что одним из основных подразделений ГП "Дельта-лоцман" является служба регулирования движения судов (СРДС). Какие планы у вас здесь на ближайшее будущее?

- Сразу хочу заметить, что в состав СРДС входят 13 центров и постов регулирования движения судов (ЦРДС и ПРДС), 9 автоматизированных радиолокационных постов (АРЛП), 3 радиотехнических поста связи (РТПС) и 2 оперативно-координационных центра (ОКЦ).

Все объекты СРДС функционируют в непрерывном и бесперебойном режиме круглосуточно, согласно нормативным требованиям, они оснащены радиолокационными и метеорологическими станциями, автоматизированными идентификационными системами, средствами связи и специальным программно- математическим обеспечением, которое входит в технологическое оборудование этих объектов.

Согласно приказу Минтранса N330 от 29.04.2003 года, в 2005 году были разработаны и утверждены "Концепция построения системы мониторинга судоходной обстановки Азово-Черноморского бассейна Украины" и планы создания автоматизированной информационно-коммуникационной системы обеспечения комплексного мониторинга судоходной обстановки Азово- Черноморского бассейна. На данный момент действует первая очередь Комплексной системы мониторинга судоходства.

В планах развития СРДС на 2010 год - техническое переоснащение действующей вычислительной техники автоматизированных рабочих мест (АРМ) лоцманов- операторов современными, более продуктивными моделями. Модернизация ЦРДС "Керчь" и "Ильичевск"; ПРДС "Одесса"; строительство АРЛП "Такил" и "Фиолент" в Севастополе. Замена радиолокационных станций на современные в РС РДС Днепро-Бугского региона. И другие важные проекты.

Беседовал Николай Свиридов