172,2 километра успеха

Газета "Еженедельник 2000"
Четвер, Грудень 10, 2009

Украинский глубоководный судовой ход "Дунай - Черное море" набирает обороты

2008-2009 годы стали украинским прорывом на Дунае: прорывом в демонстрации усиления интересов Украины как независимого государства и морской транзитной державы. Были согласованы основные этапы выполнения процедур по глубоководному судовому ходу (ГСХ) р. Дунай - Черное море, предусмотренные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо). Прорыв стал возможен благодаря системной работе правительства Украины, Минтранссвязи, учрежденного ими Межведомственного координационного совета, а также ГП "Дельта-лоцман".

О результатах работы украинского судоходного канала р. Дунай- Черное море рассказал Александр Голодницкий, директор государственного предприятия "Дельта-лоцман", которое отвечает за содержание и эксплуатацию ГСХ.

- На каком этапе находится реализация проекта восстановления ГСХ р. Дунай - Черное море?

- ГСХ работает в рамках I этапа и обеспечивает проходную осадку судов 5,50 м, морской подходной канал защищен ограждающей дамбой, длина которой 2 км 730 м, как и предусматривалось проектом.

Сегодняшний этап развития проекта восстановления ГСХ можно смело назвать победой государства. С 2004 г. было две попытки построить канал и возобновить судоходство через устье Быстрое. Однако в 2005 г. из-за паводков на Дунае, отсутствия ограждающей дамбы и некоторых других причин ГСХ практически прекратил существование.

В 2007 г. канал был восстановлен, однако отсутствие ограждающей дамбы вновь негативно отразилось на его работе. Глубины ГСХ были неустойчивыми, а их поддержание требовало больших объемов дноуглубительных работ и финансовых затрат. Строительство дамбы в 2008-2009 гг. обеспечило уменьшение объемов работ и соответственно расходов на поддержание канала. Кроме того, нам удалось таким образом стабилизировать величину проходной осадки по ГСХ.

Следующий, второй этап предусматривает увеличение проходной осадки судов до 7,20 м, а также строительство струенаправляющей дамбы в русловой части (из Килийского устья в устье Быстрое) и берегоукрепительные работы в устье Быстром.

- За счет каких средств осуществляется реализация проекта?

- В 2009 г. все делается исключительно за счет средств предприятия "Дельта- лоцман". Кстати, доход компания получает от канального, лоцманского и информационного сборов за услуги службы регулирования движения судов. Размеры тарифов устанавливаются государством - постановлениями Кабмина (канальный сбор) и приказами Минтранссвязи по согласованию с Минэкономики, Минюстом и Госкомпредпринимательства (другие сборы).

На реализацию проекта в нынешнем году выделено 130 млн. грн. согласно утвержденному в марте 2009 г. финансовому плану предприятия на этот год. В 2010 и 2011 гг. в развитие ГСХ будет вложено 32,697 и 73,48 млн. грн. соответственно, что предусмотрено недавно принятыми правительством постановлением от 07.10.2009 N 1120 и распоряжением от 11.11.2009 N 1346-р.

- Каковы результаты работы ГСХ за 11 месяцев текущего года?

- Украинский ГСХ конкурентоспособен, и наша страна с каждым месяцем упрочивает свои позиции в Придунавье. Показатели количества судозаходов и грузопотоков через гирло Быстрое - яркое тому подтверждение.

Так, за 11 месяцев 2009 г. по ГСХ р. Дунай - Черное море прошло 1274 судна, из них 15 судов с осадкой более 5 м. Для сравнения: за этот же период по румынскому каналу Сулина прошло 1006 судов, а за 11 месяцев прошлого года по украинскому ГСХ осуществлено 1156 судозаходов.

Несмотря на экономический кризис и существенное снижение грузопотоков и судозаходов в январе-мае 2009-го средний показатель текущего года имеет тенденцию к увеличению на 10% по сравнению с прошлым.

С момента возобновления судоходства (апрель 2007-го) через ГСХ прошли суда под флагами Украины, России, Сьерра-Леоне, Турции, Молдовы, Панамы, Мальты, Болгарии, Либерии и т. д. Из них под украинским флагом - 1504 судна (44,7% от общего количества судозаходов), под иностранными флагами - 1859 судов (55,3%).

Судами, которые прошли национальным ГСХ, с апреля 2007 г. было перевезено 3130 тыс. т различных грузов. Интересно, что более половины грузооборота по ГСХ приходится на румынский порт Галац (53,6% от общего грузооборота). Украинский порт Рени принял 23,6% грузооборота, Измаил - 9,9%, Килия - 5%; румынский порт Браила - 3%.

В основном перевозили руду - 1088,3 тыс. т (34,8% от общего грузооборота); черный металл - 840,9 тыс. т (26,9%); зерновые - 504,7 тыс. т (16,1%); нефтепродукты - 299,3 тыс. т (9,6%;); уголь - 109,5 тыс. т (3,5%).

- За счет чего удалось увеличить загрузку ГСХ?

- Этому способствуют безусловные преимущества украинского ГСХ: удобное соединение с морем, возможность круглосуточного и двустороннего движения по естественным рукавам Дуная и более низкие (на 40-60%), чем в Румынии, тарифы. Кроме того, суда не простаивают, как это происходит в случае с использованием Сулины.

Также значительно повлияла на стабильный рост показателей судопроходов и грузопотока информационная кампания, проведенная нашим предприятием совместно с Минтранссвязи и Одесской областной госадминистрацией.

С конца 2008 г. мы начали работать с судовладельцами и фрахтователями через морских агентов дунайского региона по презентации проекта украинского судового хода и разъяснению его преимуществ. Был создан специализированный сайт ГСХ.

Минтранссвязи направило письма судовладельцам и фрахтователям с информацией об украинском судовом ходе и его преимуществах. Постоянно рассказываем о ГСХ на международных встречах, выставках и совещаниях.

С целью презентации ГСХ перед участниками международных перевозок Одесская ОГА разослала соответствующую информацию иностранным дипломатическим представительствам в Одессе. О существовании и возможностях ГСХ р. Дунай - Черное море можно будет узнать и на международном информационном портале судоходства Fairplay, и в его периодических изданиях.

Работа в данном направлении дала свои результаты. Так, в ноябре 2009 г. по ГСХ р. Дунай - Черное море прошло 150 судов. Это второй показатель по количеству судозаходов в течение месяца за период от восстановления судоходства в апреле 2007 г. Рекорд - 180 судозаходов - пришелся на август 2009 г.

- Какие компании заинтересовались украинским ГСХ?

- В июле 2009 г. компания Arcelor Mittal переориентировала доставку руды на свое предприятие в Галаце (Румыния) на украинский ГСХ. Пассажирские перевозчики тоже отдают предпочтение нашему ГСХ. В апреле 2009 г. молдавское судно "Принцесса Елена" после рейса в Стамбул через Сулинский канал выбрало украинский судовой ход. Бурными темпами развивается порт Джурждулешты (Молдавия), основной грузопоток в который проходит именно по украинскому ГСХ.

- Каковы перспективы по ГСХ?

- По нашим прогнозам, после полного восстановления ГСХ р. Дунай - Черное море 60% грузопотока перейдет в украинскую дельту Дуная.

Государственное предприятие "Дельта-лоцман" создано по приказу N 29 Министерства транспорта Украины в 1998 г. с целью усовершенствования условий обеспечения безопасности мореходства, охраны жизни человека на море и окружающей среды в территориальном море Украины в соответствии с требованиями международных соглашений и конвенций, упорядочения структуры морских лоцманских служб в северо-западной части Черного моря. Предприятие является оператором украинского судоходного канала р. Дунай- Черное море.

Глубоководный судовой ход (ГСХ) р. Дунай-Черное море: общая протяженность составляет 172,2 км (морской подходной канал - 3,4 км и русловая часть - 168,8 км).

Андрей СОКОЛОВ