По курсу лоцмана прокладывала путь судну в Одесский морской порт журналист "ВЕДОМОСТЕЙ"

Газета "Киевские Ведомости"
Четвер, Грудень 3, 2009

Корреспондент "ВЕДОМОСТЕЙ" испытала на себе работу лоцмана в экстремальных условиях - шторма, ливня и полного тумана. Правда, на тренажере.

ГОРОД Очаков скорее похож за деревню со скромными одноэтажными домиками и бараками, которые в курортный сезон по дешевке снимают отдыхающие.

Десятиэтажная современная высотка на берегу Черного моря на этом фоне смотрится небоскребом. Здесь находится один из постов регулирования движения судов, откуда следят за безопасностью судоходства в Азово- Черноморском бассейне Украины.

Тут и начинается наше знакомство с работой лоцмана - опытного судоводителя, который хорошо знает акваторию моря. При нынешней компьютеризации ему, правда, место не только на корабле, как при Петре Первом.

ПЛЫЛИ В ОДЕССУ, ПОПАЛИ В ОЧАКОВ

Наблюдательный пункт за кораблями и катерами, входящими в Очаков, находится на восьмом этаже высотки. Три оператора-лоцмана сидят за компьютерами, на экранах которых высвечивается путь судна, входящего в акваторию.

- Невооруженным глазом его не увидишь. Тем не менее уже можно определить скорость судна, глубину, по которой оно проходит, - рассказывает "ВЕДОМОСТЯМ" заместитель начальника Олег Краснянский. - Мы сразу информируем капитана о наличии судов на маршрутах, рекомендуем места якорных стоянок, оказываем, если нужно, навигационную помощь.

- И часто?

- Последний случай был в 2002 году. Мы заметили, что иностранное судно под камбоджийским флагом идет в том направлении, где совсем небольшая глубина. Дали ему знак. Оказывается, на судне перепутали название портов. Плыли они в Одессу, а попали в Очаков. Мы успели их предупредить. Еще бы две-три минуты, и корабль сел бы на мель.

Для того чтобы стать лоцманом, есть правило - десять лет проработать капитаном. Обязательно знание английского языка. А еще надо пройти психологический тест. Сейчас Северо-Западную часть Черного моря обслуживают 425 лоцманов. Женщин среди них нет. А вот в Норвегии и на Кубе лоцманов- женщин больше десяти в общей сложности.

- В октябре в Брюсселе Украину приняли в члены руководящего комитета по внедрению проекта речных информационных служб (РИС), - говорит директор государственного предприятия "Дельта-лоцман" Александр Голодницкий. - На сегодняшний день РИС внедрены в 11 странах Европы. Они обеспечивают безопасность движения судов и оптимизируют транспортные потоки по рекам Дунай, Майн, Рейн, Сена, Шельда. Участвуя в проекте IRIS Europe II, Украина будет включена в принятые ЕС стандарты, обеспечивающие безопасность движения судов, пассажиров и грузов и регулирующие грузопоток внутри 7-го Международного транспортного коридора, который соединяет Северное и Черное моря по внутренним водным путям Европы. У нас есть свои наработки. На каждом посту - своя база данных, проводится мониторинг движения судов. Их высоко оценила лоцманская корпорация Нидерландов, которая недавно побывала у нас в гостях.

КАЧАЕТ, КАЧАЕТ, КАЧАЕТ...

В тренажерном центре подготовки лоцманов в Николаеве можно побывать в плавании в экстремальных погодных условиях и проверить свои способности в аварийных ситуациях. В капитанской каюте за стеклами - Одесский морской порт. Поставлена задача: как управлять кораблем, когда вокруг курсируют маленькие катера, чтобы избежать столкновения. Движение регулирует опытный лоцман, журналистам тоже доверяют "штурвал". Сориентироваться нужно мгновенно. К тому же погода резко меняется: сверкает молния, внезапно - полный туман, и неожиданно начинается шторм. Для полноты ощущений вдруг начало "качать". Мы норовим присесть или прижаться к стене.

- Да, ребятки, слабенький у вас вестибулярный аппарат, - говорит лоцман Андрей. - Пол-то, на котором вы стоите, неподвижен. Да и стены здания не шатаются. С непривычки вы так реагируете на быстрое передвижение объемных предметов.

После сорокаминутного испытания голова идет кругом. Как тут не согласиться с Марком Твеном, который писал: "Все на земле суета сует, кроме лоцманского дела". Известный американский писатель был помощником лоцмана.

НЕ ХРИСТОФОР Колумб открыл Америку.

Неизвестные земли на западе первым увидел лоцман открытого моря португалец Мартин Винсент, о чем и сообщил своему капитану.

В ЧЕРНОЙ книге английского Адмиралтейства записано "Если судно погибнет по вине лоцмана, моряки могут привязать его к лебедке и отрубить ему голову, не неся за это никакой ответственности перед судом" (1667 год).

ПЕТР Первый освободил лоцманов и членов их семей от всех повинностей и перевел на государственное содержание. У лоцманов была своя форма - черное пальто с медными якорями на воротниках, черная фуражка с якорем и медный знак с личным номером.

В 1869 ГОДУ общество лоцманов возникло в Николаеве. С тех пор лоцманы начали принимать присягу. Примечательно, что присяга для украинских лоцманов (она утверждена в 2001 году) очень похожа на присягу XIX века, а начинается словами "Я присягаю перед Господом Богом, заступником моряков Святым Николаем, моим руководством и товарищами защищать суда от возможных опасностей, морских аварийных происшествий, не преследовать личной выгоды и корыстных расчетов".