Александр Мессер: «Необходимо творить и любить свою работу. Только тогда все будет получаться»

Газета "Вечерний Николаев"
Середа, Грудень 2, 2009

Многие жители Николаева до сих пор помнят тот праздник, который подарила им городская власть ко Дню города. Праздничных мероприятий, посвященных 220-й годовщине основания Николаева, было предостаточно, но самое большое впечатление на горожан и гостей Николаева произвел боевой десантный корабль Военно-морских сил Украины «Константин Ольшанский».

Экипаж судна принимал участие во многих мероприятиях, приуроченных к празднованию юбилея города, а у самого корабля выстраивались огромные очереди желающих подняться на его борт.

10 сентября, в день прихода БДК «Константин Ольшанский», николаевцы массово фотографировали и снимали на видеокамеры его прибытие и последующую швартовку у заранее подготовленного «пирса» и даже не подозревали, что этой достопримечательности на День города могло бы и не произойти. Могла помешать погода. Для прохождения «Константина Ольшанского» по реке до Набережной пришлось развести два моста — Варваровский и Ингульский. А в том, что корабль водоизмещением 4080 тонн, шириной 15 метров, длиной 112,5 метра и осадкой 4,2 метра прибыл в пункт назначения, как говорится, «без происшествий» - немалая заслуга профессионалов ГП «Дельта-лоцман».

Мы решили пообщаться с человеком, который, собственно говоря, и заводил корабль к причалу, выполняя лоцманскую проводку по Спасскому каналу и каналу порта «Николаев».

Начальник портовой лоцманской службы ЕМЛС «Николаев», заместитель начальника ЕМЛС «Николаев» Александр Мессер любезно согласился ответить на наши вопросы.

Стоит отметить, что Александр Григорьевич Мессер руководит подразделениями портовой лоцманской службы «Николаевский речной порт», НМТП, порт «Октябрьск», «Ника-Тера», Херсонского, Днепро-Бугского и Скадовского морских портов.

- Александр Григорьевич, скажите, пожалуйста, чем была уникальна эта проводка и какие трудности возникали?

- Сразу хочу отметить, что основная трудность выполнения данной проводки заключалась в особенности управления данного корабля. В отличие от судов грузового флота, у десантного корабля винты «спрятаны» в корпус судна. Дело все в том, что у грузовых судов рули омываются водой, и за счет этого происходит управление судна. А десантный корабль управляем только тогда, когда работают машины.
«На стопе» он не управляемый – водой эти рули не омываются, и корабль куда шел, туда и продолжает идти.
Шесть узлов – это самый малый ход у БДК «Константин Ольшанский». У буксиров же сопровождения – шесть узлов - самый полный ход.
Поэтому, давая самый малый ход – мы догоняем буксир и грозимся его «задавить», корабль уже не управляется, а на «стопе» он, как я уже говорил, сам по себе неуправляем.
Это была самая большая сложность. Мы должны были удерживать «рывками» и «толчками» этот ход.

- Это была единственная трудность?

- Нет. В момент, когда мы заводили корабль, скорость ветра была 15 метров в секунду, а при ветре скоростью 13 метров в секунду уже нужно было останавливать движение. При таком сильном ветре просто-напросто не разводят мосты.

- А почему же все-таки было принято решение проводить корабль?

- Мы понимали, что для города необходимо было «завести» этот корабль, и так как период ветров был растянутым, было принято решение выполнять проводку именно в запланированный день. Получилось так, что мы эту проводку осуществили на энтузиазме и потому, что было нужно это сделать, ведь многие ждали такого знаменательного события.
Скажу откровенно, было опасно, корабль здорово несло...

- А вы впервые заводили подобный корабль в Николаев?

- Нет. Я не первый раз завожу подобный корабль. Я раза три уже заводил БДК «Константин Ольшанский», несколько раз  - флагман ВМСУ «Гетман Сагайдачный».
Это военные корабли, поэтому у них в рубке в такие моменты собираются представители Генштаба, армии, командиры бригад... Порой в рубке находятся человек 15-20, а так как рубка там «завалена» военной аппаратурой, которая работает, там очень шумно. Все друг друга перекрикивают. Сигнальщик постоянно кричит глубину и говорит курс...
Идет очень длинная схема по передаче рекомендаций лоцмана. Пока рекомендации по цепочке дойдут до адресата, корабль уже успевает пройти 20 метров.
Вот это сложность! Все остальное – обычно. Мы к этому готовились, и мы готовы.

- А отрабатывали эту проводку на тренажере или нет?

- Нет. На тренажере ее не отрабатывали. Это не было заявлено, и не было условием ее осуществления. А смысл ее отрабатывать, если мы аналогичную проводку уже делали?

- А когда БДК «Константин Ольшанский» выводили после праздника, были такие же трудности?

- Когда выводили, погода была немного лучше. Выводили с другими трудностями. Просто возле набережной его нельзя было развернуть. Он бы сел на мель.
Если вы заметили, то его и пришвартовывали не впритык к набережной, а через баржу. Это было сделано потому, что подойти к причалу он не мог из-за своих осадок.
Представители горисполкома попросили меня, главного диспетчера завода им. 61 коммунара и главного инспектора речного порта подготовить специальный причал. К чему это сводилось: мы приехали, все замеряли, посмотрели по длине... Речпорт выделил буксир с баржей. Мы рассчитали, что ширина баржи будет как раз такой, что корабль не сядет на мель под причалом. Завод им. 61 коммунара выделил 15-тонные блоки, к которым привязали баржу и погрузочную технику. Мы работали над этим три дня.
А вот чтобы вывести этот корабль обратно, договорились с заводом им. 61 коммунара, развели наплавной мост, зашли в акваторию завода, там развернулись и только после этого прошли обратно.

- Насколько я знаю, городские власти отметили Вашу работу почетной грамотой.

- Да, городские власти поблагодарили в моем лице весь коллектив ГП «Дельта-лоцман». Мэр Николаева Владимир Чайка поблагодарил наше предприятие и директора за активное участие. Он отметил, что ГП «Дельта-лоцман» подобрало очень профессиональный коллектив.
Я очень горжусь, что работаю на этом предприятии.

- А сколько лет Вы уже работаете на предприятии?

- Я пришел сначала лоцманом в Николаевский речной порт в 2000 году и работал в системе портнадзора, параллельно заводил суда. После того, как прошло объединение лоцманской службы, на «Дельта-лоцман» пришло девять человек с Днепро-Бугского порта и меня пригласили возглавить отделение речного порта. Это было в мае 2003 года.

- Сколько проводок в среднем выполняется в месяц?

- Такая статистика есть, но она ничего вам не скажет. Пошел грузопоток – есть проводки. Было такое, что мы проводили по 60 проводок в месяц. А вот сейчас, в кризис, у нас за неделю может быть десять проводок, а потом две.

- Александр Григорьевич, Вы слышали об инициативе отдельных народных депутатов Украины по поводу проверки ГП «Дельта-лоцман»?

- Это, наверное, по поводу вот той пресс-конференции профгрупорга Пивоварова, которая проводилась в УНИАН. Наверное, они отрабатывают эти деньги. Я все понимаю... Но дело в том, что депутат, который «подхватил» слова Пивоварова, не профессионал в этом вопросе и говорит с чьей-то подачи - подачи заинтересованного лица. Если то, о чем говорит народный депутат, и должно рассматриваться, то оно должно рассматриваться специалистами, а не политиками. И это самое главное.

- Как Вы считаете, достойно ли оплачивается труд лоцманов на предприятии?

- Я считаю, что зарплата лоцманского состава - достойная. В принципе, наши люди, которые работают, претензий не имеют. Я понимаю, что всегда хочется иметь больше, но я вижу, что для лоцманов администрация предприятия делает все возможное.
Сейчас говорят о том, что уровень оплаты труда моряков увеличился. Да, увеличился, притом этот уровень увеличился серьезно. Мои друзья, которые работают офицерами морских судов, получают в среднем 6,5 тысячи евро в месяц, и работают месяц – через месяц. Да, по отношению к таким зарплатам мы немного не дотягиваем. Но не нужно забывать, что те люди оторваны от дома, а мы находимся рядом с семьями. Я считаю, что заработать эти деньги в Украине просто негде.
У нас зарплата по отрасли самая высокая. И грех было бы жаловаться, ведь и соцстандарты на предприятии тоже высокие.

- А политика администрации?

- Я считаю, что политика администрации в этом направлении сегодня очень правильная. Сейчас на ГП «Дельта-лоцман» берут молодых парней, которые еще минимум лет 20 будут работать на предприятии. Вот видите, молодые ребята бросают моря и приходят к нам – это о чем-то все же говорит.

- А вот Вы говорили о персональных надбавках. Как Вы считаете, они справедливо начисляются?

- В то время как предприятием руководил В. Бездольный, персональная надбавка начислялась руководством персонально каждому работнику, в зависимости от вклада человека. Этот вклад определяло само руководство. Как оно его считало – неизвестно.
После прихода А. Голодницкого, с февраля 2008 года начали разрабатывать новые механизмы расчета этих надбавок. С августа 2008 года она состоит из нескольких составляющих: количество судов, которые провел лоцман, стаж работы, сложность порта (в разных портах работается по-разному: в одном труднее, в другом легче).
И последняя составляющая – «за особый вклад в производство» – это то, что вправе дополнительно добавлять администрация – до 30%.
Вот это все и составляет персональную надбавку.
Я уверен, что это положительная тенденция. Потому что подобная система позволяет более объективно оценивать труд работника и соответственно его оплачивать.

- На предприятии существуют два профсоюза. Многие говорят, что это неправильно. Как Вы на это смотрите?

- Я абсолютно не понимаю ситуации с двумя профсоюзами. На первый профсоюз – профсоюз Пивоварова в последнее время было много нареканий от членов трудового коллектива, в частности от лоцманов. Мол, подошел, обратился и ничего... Я это знаю, потому что общаюсь с людьми.
Новый профсоюз, который сейчас есть, работает нормально. У меня претензий к нему не возникает, да и от других я этих претензий не слышал. От нового профсоюза сейчас исходят новые предложения. Люди работают, а что будет дальше, посмотрим.

- Александр Григорьевич, многие говорят, что работа лоцмана сравни ремеслу...

- Да, каждая лоцманская проводка – вещь абсолютно уникальная. Да, есть наработанные схемы, но конструктивные особенности судна и погодные условия всегда вносят свои коррективы. Многое зависит от человеческого фактора.
Необходимо творить и любить свою работу. Только тогда все будет получаться. У нас работают люди, которым то, что они делают, приносит радость.
Мне нравятся творческие профессии. Адреналин вырабатывается с приходом на каждый пароход. Когда уходишь в отпуск – тянет обратно. Это жизнь.

- Спасибо за то, что согласились ответить на вопросы.

Вячеслав Иванов