Лоцман нужен там, где есть опасности для плавания

Вівторок, Серпень 23, 2011

Газета "Южная правда", №90-91, 23-25 августа 2011г.

ИзображениеСегодня рассказ о морской отрасли Украины был бы далеко не полным без сообщения о государственном предприятии "Дельта-лоцман". Предприятие, образованное в недалеком 1998 году, за относительно короткий срок из региональной структуры выросло в крупный государственный центр управления и координации судоходства на морских коммуникациях Украины. Зона ответственности ГП "Дельта-лоцман" теперь простирается на сотни морских миль от Мариуполя на востоке до Рени на западе: в нее входят подходные каналы и акватории 18 морских портов Украины, общегосударственные судоходные пути на всем украинском Азово-Черноморском побережье, а также глубоководный судовой ход (ГСХ) Дунай - Черное море.

Разница в возрасте у нашего государства и предприятия всего семь лет. "Тринадцать лет на фарватере судоходства, - замечает директор предприятия Александр Голодницкий, - это целая эпоха для нас. Она вобрала в себя множество идей, проектов и ежедневного напряженного труда. Событий хватило бы на целый роман с динамичным сюжетом, яркими характерами, неожиданными взлетами и падениями. Но этот роман еще не завершен, государственные морские лоцманы продолжают его вместе с портовиками и судоводителями...

В одном можно быть уверенным и сейчас: еще не одна славная страница будет ими вписана в морскую историю, которая и является частью истории нашего государства.

Безопасность судоходства в интересах государства

Уже не один год государственное предприятие "Дельта-лоцман" является передовым предприятием страны по обеспечению безопасности судоходства.

Определяющее значение в этой деятельности имеет лоцманская служба предприятия. Именно она объединяет государственных морских лоцманов Украины и создана для предотвращения аварийных морских происшествий, защиты окружающей среды и человеческой жизни в территориальных водах, на подходах и в акваториях портов, на фарватерах и каналах - везде, где есть опасности для плавания и требуются услуги лоцмана.

Государственные лоцманы Украины на основе высокой квалификации и накопленного практического опыта в сотрудничестве с экипажами судов, службами регулирования движения судов и морских портов выполняли самые сложные технологические лоцманские операции. Осуществляя проход и швартовку к причалам крупнотоннажных кепсайзов и паномаксов, крупнейших контейнеровозов, пассажирских лайнеров, специализированных судов и боевых кораблей в ходе международных учений, лоцманы, тем самым обеспечивали прохождение экспортно-импортных грузопотоков, являлись существенным элементом транзитного потенциала страны, способствовали развитию экономических, культурных и внешнеполитических связей Украины.

 Служба регулирования движения судов (СРДС)

Важнейшее место в обеспечении безопасности судоходства занимает служба регулирования движения судов (РДС). В ее состав входят центры и посты РДС, созданные на всем Азово-Черноморском побережье Украины и украинской части реки Дунай.

Изображение

А все начиналось с отдельного поста РДС "Русская Коса" на Бугско-Днепровско- лиманском канале. Затем возводились ПРДС "Широкая Балка", "Очаков" и "Севастополь", автоматизированные РЛП "Днепровка", "Малая Корениха", "Богдановка" и "Михайловский", которые были объединены в региональные службы регулирования движения судов в морском регионе Одесской, Николаевской и Херсонской областей, а также в АР Крым и Севастополе.

Первые объекты оборудовались уникальными аппаратно-программными комплексами в основе которых использовались разработки собственного научно-технического подразделения ГП "Дельта-лоцман".

Обобщая опыт эксплуатации СРДС, правительство утвердило государственную программу мониторинга надводной обстановки в территориальном море Украины. Ведь повышение интенсивности судопотока и рост габаритов судов с ужесточением условий безопасности судоходства требует выверенных и сбалансированных решений, которые и призвана решать служба регулирования движения судов предприятия. Согласно этой программе в украинских водах в соответствии с национальными стандартами и рекомендациями Международной морской организации (IМО) проводится строительство и модернизация объектов РДС.

Так, в 2008 году приняты в опытную эксплуатацию ПРДС "Феодосия" и одноименный автоматизированный радиолокационный пост (АРЛП), с 2009 года в постоянной эксплуатации. В 2009-м завершилось строительство радиотехнического поста связи (РТПС) "Ени-Кале", проведена модернизация аппаратно-программного комплекса ПРДС "Южный". Фактически заново с начала строительства ГСХ р. Дунай - Черное море в 2004 году создана региональная служба РДС "Дунай" (включает ПРДС "Рени", "Измаил" и "Вилково"), которая обеспечивает безопасность судоходства на всем украинском участке реки Дунай.

К декабрю 2010 года шесть постов РДС оборудованы современными метеостанциями "VAISALA WXT 520", благодаря чему вся информация с метеостанций автоматически отображается на мониторе лоцмана-оператора и в режиме on-line передается на региональные web-сайты системы мониторинга надводной обстановки.

В январе 2011 года после завершения модернизации принят в опытную эксплуатацию самый современный ЦРДС "Ильичевск". Центр оборудован аппаратно- программным комплексом "Navi Harbour", где впервые в Украине использована опция 3D видеоизображения движения судов - качество поступающей непосредственно лоцману-оператору информации позволяет осуществлять радиолокационную проводку судов в условиях пониженной видимости.

В стадии строительства находятся еще два объекта. В 2011 году предприятие планирует ввести в эксплуатацию автоматизированный радиолокационный пост "Фиолент" в районе Севастополя и АРЛП "Такиль" близ Керчи. Объекты возводятся в районах интенсивного судоходства и позволят как расширить зону, так и улучшить качество радиолокационного контроля за обстановкой на морских коммуникациях.

Сегодня в службе РДС предприятия функционирует 13 центров и постов РДС, 12 АРЛП, 4 радиотехнических поста связи. У всех - дублированное автономное обеспечение жизнедеятельности. ГП "Дельта-лоцман" работает над модернизацией и интеграцией всех центров и постов в единую систему согласно концепции Евросоюза VTMIS.

Лоцманский флот

ИзображениеЭффективную производственную деятельность ГП "Дельта-лоцман" обеспечивает и за счет эксплуатации собственного специализированного флота.

После образования предприятия под эгидой Министерства транспорта Украины по заказу ГП "Дельта-лоцман" началось проектирование и строительство судов. Были разработаны проекты и построены в 2001 году лоцманский катер "Лоцман Коханов" (пр. 70161, СЗ "Дамен Шипярд Океан"), катер скоростной универсальный проекта 09132 "Гард" (2003 г.) и "Орлик" (2004 г.) на ЗАО "СЗ "Лиман".

В феврале 2006 г. введен в эксплуатацию один из самых мощных в Черноморско- Азовском бассейне морской многоцелевой буксир ледового класса "Гайдамака" (пр.14060, проектант ОАО "Черноморсудопроект", построен на ГП "СЗ им. 61 коммунара"). "Гайдамака" имеет уникальные технические характеристики - мощность 4580 л. с., упор на гак 60 тонн, две поворотные винто-рулевые колонки, усиленный корпус, что позволяет выполнять целый комплекс задач, прежде всего буксирные операции любой сложности и вести работы в ледовую кампанию.

Вступили в строй скоростные лоцманские катера проекта 1200у "Стрімкий" (2005 г.), "Спритний" (2005 г.) и "Проворний" (2006 г.), построенные ПАО "Приморец".

В 2008 - 2010 годах приобретены два новых современных лоцманских катера, построенных по последним европейским стандартам. Они высоко автоматизированы (класс автоматизации - А1, что позволяет практически без технического обслуживания управлять ими продолжительное время), экономичны и маневренны. Последний приобретенный катер "Балтийский" - дизель- электроход, который может выполнять работы в ледовую кампанию при толщине льда до 40 см, что особенно важно для зимней навигации на Азовском море.

На сегодняшний день специализированный флот ГП "Дельта-лоцман" состоит из 17 лоцманских, 3 служебных катеров и одного буксира.

Строительство судов продолжается, сегодня в стадии строительства находятся еще 3 лоцманских катера пр.1500 на ПАО "Приморец".

Центр подготовки лоцманов и лоцманов-операторов

ИзображениеНа базе предприятия создан и функционирует отраслевой тренажерный центр по подготовке и переподготовке морских лоцманов и лоцманов-операторов служб РДС. Создавали его с нуля. Была разработана концепция, подготовлена материально-техническая база, сформирован коллектив преподавателей- инструкторов. Центр оборудован комплексом навигационного оборудования фирмы "Транзас" (четыре навигационных ходовых мостика, три поста служб РДС и мультимедийный компьютеризированный лоцманский класс).

В 2010 году проведена модернизация установленного ранее навигационного тренажера. Новая версия - NTPRO 5000 создана с использованием последних технологических разработок компании "Транзас" в сфере навигационных тренажеров и учитывает практический опыт пользователей. В состав нового тренажера входит обширная коллекция из 45 районов плавания, 55 моделируемых судов и вспомогательных объектов. Система визуализации позволяет воспроизводить близкую к реальной окружающую обстановку в различных погодных условиях, видимости и освещенности. Новая версия тренажера NTPRO 5000 обладает широкими возможностями для использования симулятора при подготовке судоводителей.

На базе Отраслевого тренажерного центра проведен ряд международных мероприятий, направленных на повышение безопасности судоходства. Так, в рамках проекта Европейской комиссии SASEPOL, где Министерство инфраструктуры Украины выступало в качестве бенефициария, в ОТЦ ГП "Дельта- лоцман" проведены тренинги и семинары по подготовке операторов систем управления движения судов (СУДС). Слушателями стали руководители морских администраций Грузии, Азербайджана и Украины. В ходе тренингов зарубежные участники на практике познакомились с украинским тренажерным комплексом и высоко оценили его возможности.

Судоходные пути Украины

Изображение

Задача обеспечения безопасности судоходства подразумевает для ГП "Дельта- лоцман" не только поддержание паспортных характеристик судоходных путей общего пользования, входящих в зону ответственности предприятия, но и их модернизацию с расширением возможностей для захода в украинские порты все более крупных судов.

Сегодня, например, предприятие работает над проектом реконструкции 8-го колена БДЛК для создания зоны расхождения судов, чтобы тем самым ускорить их пропуск, уменьшить время простоя на рейде и обеспечить должный уровень безопасной проводки крупнотоннажных судов. Также проектируется реконструкция 1-3 колен Бугско-Днепровско-лиманского канала (БДЛК) с целью обеспечения безопасного пропуска судов к запроектированному лихтеровочному морскому терминалу Бугско-Днестровского бассейна и, в перспективе - к новому глубоководному гирловому порту Очаков в Днепровском лимане.

По поручению Министерства транспорта и связи Украины (в настоящее время Министерство инфраструктуры) ГП "Дельта-лоцман" ведет строительство стратегически важного для Украины проекта глубоководного судового хода (ГСХ) р. Дунай - Черное море по руслу Быстрое. Он уже сегодня обеспечил морехозяйственный комплекс Придунавья надежной национальной водной магистралью, создал конкурентную среду для Сулинского канала, что позитивно сказалось для пользователей на размерах тарифов, а в перспективе должен стать продолжением VII международного транспортного коридора. В ноябре 2010 года ГП "Дельта-лоцман" завершило строительство одного из самых важных объектов ГСХ - ограждающей дамбы морского подходного канала (длина 2730 метров). Таким образом, в 2010 году предприятие фактически завершило первую очередь строительства, которое продолжалось с 2004 года. На первом этапе обеспечивается проходная осадка судов 5,5 метра, на втором - будет доведена до 7,2 метра.

На пути в Европу

Время требует постоянного совершенствования, поэтому предприятие находится на пути к внедрению европейских стандартов работы лоцманской службы и обеспечения безопасности судоходства.

ГП "Дельта-лоцман" ведет подготовительные работы для внедрения Кодекса ISPO - Международного стандарта для лоцманских организаций, который поддерживается Европейской ассоциацией морских лоцманов (ЕМPА). Кодекс ISPO разработан и построен на базе стандартов управления качеством серии ISO 9000 с элементами ISM Code, т.е. охватывает комплекс требований в сфере предоставления как лоцманских услуг и услуг РДС, так и управления безопасностью мореплавания.

Членство в ЕМPА способствует внедрению международных стандартов лоцманских служб, обмену опытом между европейскими морскими лоцманскими организациями и углублению их сотрудничества. Именно так можно оценивать результаты 45-го общего собрания делегатов ЕМРА, прошедшего с участием представителейГП "Дельта-лоцман" в мае 2011 г. в Амстердаме.

В 2009 г. ГП "Дельта-лоцман" принято в члены руководящего комитета по внедрению проекта Речных информационных служб (РИС) IRIS Europe II. Решение было принято на 1-м заседании руководящего комитета, которое проходило в Европейской экономической комиссии ООН в Брюсселе.

В большей степени РИС касается ГСХ р. Дунай - Черное море как 7-го транспортного коридора - это своеобразная комплексная система безопасности мореплавания и логистики. Она предполагает внедрение услуг для обмена данными по транспортным и грузовым потокам, а также событиям, связанным с предотвращением чрезвычайных происшествий. В связи с проведением ЕВРО - 2012 Министерство инфраструктуры Украины уже поставило перед ГП "Дельта-лоцман" задачу по созданию речных информационных служб в бассейне р. Днепр.

Директор государственного предприятия "Дельта-лоцман" Александр ГОЛОДНИЦКИЙ с 2001 года работает на руководящих должностях в транспортной отрасли Украины.
Награжден нагрудным знаком "Почетный работник морского и речного транспорта" (2003 г.), нагрудным знаком "Почетный ра ботник транспорта Украины" (2009 г.), орденом "За заслуги" III степени (2009 г.).
Депутат Николаевского областного совета VI созыва.