"Дельта-лоцман": безопасность мореплавания на судоходных путях Украины

Газета "Рідне Прибужжя, №92
Субота, Серпень 20, 2011

НА ПУТИ В ЕВРОПУ

 ЗображенняПредприятие, образованное в недалеком 1998 году, за относительно короткий срок из региональной структуры выросло в государственный центр управления и координации судоходства на морских коммуникациях Украины. Зона ответственности ГП "Дельта-лоцман" теперь простирается на сотни морских миль от Мариуполя на востоке до Рени на западе: в нее входят подходные каналы и акватории 18 морских портов Украины, общегосударственные судоходные пути на всем украинском Азово-Черноморском побережье, а также глубоководный судовой ход (ГСХ) р. Дунай - Черное море.

В 2008 году ГП "Дельта-лоцман" получило сертификат Регистра судоходства Украины. Система управления качеством предприятия соответствует требованиям ГСТУ ISO 9001-2001. Действие сертификата распространяется на лоцманские услуги и услуги служб регулирования движения судов (СРДС); подготовку и переподготовку государственных морских лоцманов и лоцманов-операторов СРДС; содержание судоходных фарватеров и каналов общегосударственного значения; выполнение топографических, геодезических и промерных работ.

Время требует совершенствования, поэтому ГП "Дельта-лоцман" находится на пути к внедрению европейских стандартов работы лоцманской службы. Ведутся подготовительные работы для внедрения Кодекса ISPO - Международного стандарта для лоцманских организаций, который поддерживается Европейской ассоциацией морских лоцманов (ЕМPА). Кодекс ISPO охватывает комплекс требований в сфере предоставления как лоцманских услуг и услуг РДС, так и управления безопасностью мореплавания.

Как член ЕМPА ГП "Дельта-лоцман" принимает участие в работе ассоциации. В частности 45-е общее собрание делегатов ЕМРА (май 2011 г., Амстердам) способствовало дальнейшему внедрению международных стандартов лоцманских служб, обмену опытом между Европейскими морскими лоцманскими организациями.

ЗображенняСегодня EMPA четко осознает, что конкуренция - это не путь с точки зрения безопасности и качества и не способ реализации высоких стандартов лоцманской службы. Профессия лоцмана занимает существенное место в морском порту и в мероприятиях по обеспечению безопасности и надежности транспортных потоков в портах. ЕМПА отрицательно оценивает перевод лоцманов из государственных в частные компании. Это отрицательно сказывается на взаимодействии между агентскими, лоцманскими и буксирными компаниями, приводит к снижению обеспечения безопасности мореплавания, росту количества профессионально неподготовленных лоцманов. В погоне за прибылью используется недостаточное количество буксиров. Нет четкой системы сертификации лоцманов и получения лицензий на лоцманскую проводку. Отрадно заметить, что именно такие подходы к организации деятельности лоцманской службы реализуются в ГП "Дельта-лоцман".

В 2009 году ГП "Дельта-лоцман" принято в члены руководящего комитета по внедрению проекта Речных информационных служб (РИС) IRIS Europe II. Решение было принято на первом заседании руководящего комитета, которое проходило в Европейской экономической комиссии ООН в Брюсселе. В большей степени РИС касается ГСХ р. Дунай - Черное море как седьмого транспортного коридора - это своеобразная комплексная система безопасности мореплавания и логистики. Она предполагает внедрение услуг для обмена данными по транспортным и грузовым потокам, а также событиям, связанным с предотвращением чрезвычайных происшествий. В связи с проведением ЕВРО-2012 Министерство инфраструктуры Украины уже поставило перед ГП "Дельта-лоцман" задачу по созданию речных информационных служб в бассейне р. Днепр.

ТАМ, ГДЕ ПЛАВАНИЕ ОПАСНО, НУЖЕН КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЛОЦМАН И НАДЕЖНАЯ СРДС

ЗображенняОпределяющее значение в обеспечении безопасности мореплавания занимает лоцманская служба предприятия. Она объединяет государственных морских лоцманов Украины и создана для предотвращения аварийных морских происшествий, защиты окружающей среды и человеческой жизни в территориальных водах, на подходах и в акваториях портов, на фарватерах и каналах - везде, где есть опасности для плавания и требуются услуги лоцмана.

Государственные лоцманы Украины на основе высокой квалификации и накопленного практического опыта в сотрудничестве с экипажами судов, службами регулирования движения судов и морских портов выполняли самые сложные технологические лоцманские операции. Осуществляя проход и швартовку к причалам крупнотоннажных кепсайзов и паномаксов, крупнейших контейнеровозов, пассажирских лайнеров, специализированных судов и боевых кораблей в ходе международных учений, лоцманы тем самым обеспечивали прохождение экспортно-импортных грузопотоков, являлись существенным элементом транзитного потенциала страны, способствовали развитию экономических, культурных и внешнеполитических связей Украины.

С самого начала своего основания предприятие ведет строительство объектов регулирования движения судов (РДС). Все начиналось с отдельного поста РДС "Русская Коса" на Бугско-Днепровском лиманском канале. Затем возведенные объекты были объединены в региональные службы регулирования движения судов (ПРДС "Русская Коса", "Очаков" и "Широкая Балка", автоматизированные РЛП "Днепровка", "Малая Корениха" и "Богдановка" - в морском регионе Одесской, Николаевской и Херсонской областей; ЦРДС "Севастополь", АРЛП "Михайловский" - в АР Крым, г. Севастополь). С учетом опыта эксплуатации СРДС правительство утвердило государственную программу мониторинга надводной обстановки в территориальном море Украины. Согласно этой программе в украинских водах в соответствии с национальными стандартами и рекомендациями Международной морской организации (IМО) ведется строительство и модернизация объектов РДС.

Так, в 2008 году в эксплуатацию были введены ПРДС "Феодосия" и одноименный автоматизированный радиолокационный пост (АРЛП). В 2009-м завершилось строительство радиотехнического поста связи (РТПС) "Ени-Кале", проведена модернизация аппаратно-программного комплекса ПРДС "Южный". Фактически заново с начала строительства ГСХ р. Дунай - Черное море создана региональная служба РДС "Дунай" (включает ПРДС "Рении", "Измаил" и "Вилково"), которая обеспечивает безопасность судоходства на всем украинском участке р. Дунай.

В январе 2011 года после завершения модернизации принят в опытную эксплуатацию самый современный ЦРДС "Ильичевск". Центр оборудован аппаратно- программным комплексом "Navi Harbour", где впервые в Украине использована опция 3D-видеоизображения движения судов - качество поступающей непосредственно лоцману-оператору информации позволяет осуществлять радиолокационную проводку судов в условиях пониженной видимости.

В стадии строительства еще два объекта. В 2011 году предприятие планирует ввести в эксплуатацию автоматизированный радиолокационный пост "Фиолент" в районе Севастополя и АРЛП "Такиль" близ Керчи. Объекты возводятся в районах интенсивного судоходства и позволят как расширить зону, так и улучшить качество радиолокационного контроля за обстановкой на морских коммуникациях.

ЗображенняСегодня в службе РДС предприятия функционирует 13 центров и постов РДС, 12 АРЛП, четыре радиотехнических поста связи. У всех - дублированное автономное обеспечение жизнедеятельности. ГП "Дельта-лоцман" работает над модернизацией и интеграцией всех центров и постов в единую систему согласно концепции Евросоюза VTMIS.

Повышение интенсивности судоходства, рост габаритов судов с ужесточением условий безопасности мореплавания требует выверенных и сбалансированных решений, которые принимает служба регулирования движения судов предприятия.

На базе ГП "Дельта-лоцман" создан отраслевой тренажерный центр (ОТЦ) подготовки и переподготовки морских лоцманов и лоцманов-операторов служб РДС. Создавали его с нуля. Была разработана концепция, подготовлена материально-техническая база, сформирован коллектив преподавателей- инструкторов. В итоге - "Дельта-лоцман" создал национальный Тренажерный центр, который сегодня является одним из лучших в Восточной Европе и в странах в СНГ.

Центр располагает четырьмя навигационными ходовыми мостиками, тремя постами служб РДС, имеет мультимедийный компьютеризированный лоцманский класс. В 2010 году проведена модернизация навигационного тренажера, новая версия NTPRO-5000 создана с использованием последних технологических разработок компании "Транзас".

На базе отраслевого тренажерного центра проведен ряд международных мероприятий, направленных на повышение безопасности судоходства. Так, в рамках проекта Европейской комиссии SASEPOL, где Министерство инфраструктуры Украины выступало в качестве бенефициария, в ОТЦ ГП "Дельта- лоцман" проведены тренинги и семинары по подготовке операторов систем управления движения судов (СУДС). Слушателями были руководители морских администраций Грузии, Азербайджана и Украины. В ходе тренингов зарубежные участники на практике познакомилась с украинским тренажерным комплексом и высоко оценили его возможности.

ФЛОТ ДЛЯ ЛОЦМАНОВ

После образования предприятия для обеспечения потребности в специализированном флоте под эгидой Министерства транспорта Украины по заказу ГП "Дельта-лоцман" началось проектирование и строительство судов. Вначале были разработаны проекты лоцманского катера (пр. 70161) и катера скоростного, универсального (пр. 09132). "Лоцман Коханов", судно пр. 70161, построено и спущено на воду в 2001 году на СЗ "Дамен Шипярд Океан". Два судна пр. 09132 - "Гард" и "Орлик" построены на ЗАО "СЗ "Лиман" в 2003-м и 2004 годах.

В феврале 2006 года введен в эксплуатацию один из самых мощных в Черноморско-Азовском бассейне морской многоцелевой буксир ледового класса "Гайдамака" (пр. 14060, проектант ОАО "Черноморсудопроект", построен на ГП "СЗ им. 61 коммунара").

Вступили в строй скоростные лоцманские катера пр. 1200у "Стрімкий" (2005 г.), "Спритний" (2005 г.) и "Проворний" (2006 г.), построенные ПАО "Приморец".

В 2008-2010 годах приобретены два новых современных лоцманских катера, построенных по последним европейским стандартам. Они высоко автоматизированы (класс автоматизации - А1, что позволяет практически без технического обслуживания управлять ими продолжительное время), экономичны и маневренны. Последний приобретенный катер "Балтийский" - дизель- электроход, который может выполнять работы в ледовую кампанию при толщине льда до 40 см, что особенно важно для зимней навигации на Азовском море.

На сегодня специализированный флот ГП "Дельта-лоцман" состоит из 17 лоцманских, трех служебных катеров и одного многоцелевого буксира.
Строительство судов продолжается, в стадии строительства находятся еще три лоцманских катера пр. 1500 на ЧАО "Приморец".

УКРАИНА ДОВЕРИЛА

ЗображенняЗадача обеспечения безопасности судоходства подразумевает для ГП "Дельта- лоцман" не только поддержание паспортных характеристик судоходных путей общего пользования, входящих в зону ответственности предприятия, но и их модернизацию с расширением возможностей для захода в украинские порты все более крупных судов.

Сегодня, например, предприятие работает над проектом реконструкции восьмого колена БДЛК для создания зоны расхождения судов, чтобы тем самым ускорить их пропуск, уменьшить время простоя на рейде и обеспечить должный уровень безопасной проводки крупнотоннажных судов. Также проектируется реконструкция 1-3 колен Бугско-Днепровского лиманского канала (БДЛК) с целью обеспечения безопасного пропуска судов к запроектированному лихтеровочному морскому терминалу Бугско-Днестровского бассейна.

По поручению Министерства транспорта и связи Украины (в настоящее время Министерство инфраструктуры) ГП "Дельта-лоцман" ведет строительство стратегически важного для Украины проекта глубоководного судового хода (ГСХ) р. Дунай - Черное море по руслу Быстрое. В ноябре 2010 года ГП "Дельта-лоцман" завершило строительство одного из самых важных объектов ГСХ - ограждающей дамбы морского подходного канала (длина 2730 метров). Таким образом, в 2010-м предприятие фактически завершило первую очередь строительства, которое продолжалось с 2004 года.

ГСХ р. Дунай - Черное море сегодня обеспечил морехозяйственный комплекс Придунавья надежной национальной водной магистралью и в перспективе должен стать продолжением седьмого международного транспортного коридора.

Андрей ТЮРИН