О морской навигации

По материалам сайта Дальневосточного отделения Академии наук РФ

В XIII веке великий итальянский путешественник – купец Марко Поло в течение 17 лет знакомился с географическими науками и морскими технологиями Дальнего Востока. Оставленная им «Карта с кораблем», пожалуй, в меньшей степени удивляет достоверностью представления Сахалина, Камчатки, Берингова пролива и Аляски, о которых было известно в Китае, невероятным кажется парусный корабль, изображенный на том же пергаменте, так как его косые кливера и бульбовый нос со штормовым («ледокольным») подрезом форштевня, безусловно свидетельствуют о высоком совершенстве этого корабля, а его внешний облик скорее можно отнести к XIX или даже – к XXI веку.

Зображення

Марко Поло (итал. Marco Polo, 15 сентября 1254, Венеция — 8 января 1324, там же) — итальянский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её появления до нынешнего времени, она служит ценным источником по географии, этнографии, истории Ирана, Китая, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века. Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV—XVI веков. В частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию; по подсчётам исследователей, Колумб сделал на ней 70 пометок.

 
Морские карты, составленные по небрежным рисункам Марко Поло, фактически являлись той единственной основой для изображения контуров материков на поздних средневековых глобусах, использовавшихся накануне открытия Нового Света. Любопытно также, что изображенная на «Карте с кораблем» западно-американская Аляска, по-видимому, воспринималась средневековыми географами как восточно-американская Гренландия, что и позволяло им делать выводы о беспрепятственном западном морском пути в Индию.
 
Зображення
Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда (ок. 1421 —1500 гг.) — происходит из семьи навигаторов, арабский лоцман, моряк, теоретик мореплавания, географ и писатель XV в. Оставил значительный след в истории мореплавания. Написал около 35 произведений по астрономии, навигации, морской географии. Где описаны маршруты, которыми водили суда арабские мореплаватели. Одно из наиболее известных произведений - „Книга польз…" (1490) является универсальным сводом мореходных знаний арабов к концу XV в. Опыт И.М. и др. арабских мореходов во многом способствовал развитию европейского судоходства в Индийском океане. Весной 1498 г. И.М. в качестве лоцмана успешно (за 26 дней) провел эскадру Васко да Гамы из Малииди (Африка) в Каликут (Индия) через Индийский океан.
 
Арабский исследователь Ахмед Иби Маджид, бывший лоцманом у Васко да Гама при переходе Индийского океана, в следующих словах рисует совокупность морских познаний, требовавшихся в его время. «Запомни, — пишет он, — о ты, желающий научиться, что моряк должен знать многое. Пойми это. С самого начала ему следует иметь познания в фазах луны, о румбах, путях, расстояниях... Он должен уметь определять высоту звезд, знать признаки пути в порт, время вхождения Солнца и Луны в знаки Зодиака, ветры и муссоны... Нужно, чтобы моряк знал час и место восхода созвездий и равноденствия, способ определять высоту звезды и устройства прибора, восхода и заката звезд, их координаты, расстояния от экватора и полюса, пути, которыми они идут ему должны быть известны все побережья, их пристани и признаки пути к ним, так же, как строение морского дна; растения, встречаемые на водной поверхности, морские змеи, рыбы, травы, изменения цвета воды, приливы и отливы; острова во всех направлениях...»

Современное развитие методов навигации находится в тесной связи с изобретением и применением различных технических средств судовождения. Европейская история упоминает о том, что скандинавы пользовались магнитной стрелкой в XI веке, французский поэт Гийо де Прованс упоминает о компасе в 1200 г. Де Марикур в «Epistola da magnete» (1269 г.) сообщает о применении визиров для пеленгования. Однако существенное развитие компасного дела и усовершенствование магнитного компаса относятся лишь к концу XIX в.
 
М.В. Ломоносов в 1759 г. опубликовал свою выдающуюся работу «Рассуждения о большей точности морского пути». В ней он исследовал теоретические вопросы кораблевождения и предложил новые навигационные приборы, в том числе механический лаглинь для постоянного измерения скорости корабля. Гакабортный лаг «Черуб» был впервые применен Уокером в 1878 г.

Зображення

Михаил Васильевич Ломоносов (8 ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский ученый - естествоиспытатель мирового значения,  энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.  Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил работой по созданию географического атласа, восстановил глобус после пожара, создал циркумполярную карту.

Современная навигационная карта в меркаторской проекции предположительно была известна Эратосфену, в средние века называлась проекцией Генриха Мореплавателя, а в 1569 г. Меркатор лишь указал на преимущества для мореплавания этой равноугольной 3 карты и присущего ей свойства изображать маршрут судна на постоянном курсе (локсодромию) простейшим образом – в виде прямой линии.

ЗображенняЗображення
Зображення

Академик Л. Эйлер разработал методы определения долготы места по положению светил на небесной сфере. Его метод определения долготы по лунным расстояниям, применявшийся мореплавателями до конца XIX в., явился значительным вкладом в гидрографическую науку и практику кораблевождения.

Современная морская навигация в большой степени связана с радиоэлектронными средствами наземного и космического базирования, а управление кораблем все чаще поручается бортовым счетно-решающим автоматам.