СТАНДАРТ БЕЗОПАСНОСТИ – ЕВРОПЕЙСКИЙ

Журнал "Максимум-Информ", №13
П'ятниця, Вересень 30, 2011
Зображення

В этом году государственному предприятию «Дельта-лоцман» исполнилось 13 лет. Последние три года его возглавляет молодой, амбициозный, мыслящий масштабно руководитель Александр Голодницкий. Его каденция на посту директора ознаменовалась знаковыми событиями не только для Николаевщины, но и в целом для Украины.

На государственное предприятие «Дельта-лоцман» возложены функции по оказанию лоцманских услуг и услуг служб регулирования движения судов во всех портах Украины, содержанию судоходных фарватеров и каналов общегосударственного значения. Кроме того, предприятие осуществляет подготовку и переподготовку государственных морских лоцманов и лоцманов-операторов служб регулирования движения судов (СРДС), выполняет топографические, геодезические и промерные работ. Три года назад ГП «Дельта-лоцман» получило сертификат Национального органа Украины по сертификации о соответствии системы управления качеством предприятия требованиям ГСТУ ISO 9001-2001 и ежегодно подтверждает это.

- Сегодня государственное предприятие «Дельта-лоцман» - лучший налогоплательщик Николаевщины, обеспечивший наибольший удельный вес поступлений за 8 месяцев нынешнего года в государственный бюджет - 26%. Но в отличие от николаевцев, мало кто знает о предприятии «Дельта-лоцман». Приоткройте завесу: чем занимается предприятие, какие проекты реализует?

Зображення- Предприятие было создано для обеспечения безопасности мореплавания, а также упорядочения структуры морских лоцманских служб в украинской части Черного и Азовского морей. Со временем оно объединило лоцманские службы и портовые службы регулирования движения судов в единое специализированное предприятие. «Дельта-лоцман» сегодня – это около 1500 сотрудников, из которых лоцманов и лоцманов-операторов служб регулирования движения судов – более 400 человек. Действительно, мы являемся одним из крупнейших предприятий морской отрасли Украины и крупнейшим налогоплательщиком Николаевской области. Цифры - убедительная вещь. Только в этом году ГП «Дельта-лоцман» перечислило в Государственный бюджет 195,6 млн. грн. Основной вид деятельности предприятия – лоцманские услуги. Причем именно они дают 45% дохода, 16% дохода мы получаем от услуг служб регулирования движения судов, остальное - канальный сбор и прочие доходы.

«Дельта-лоцман» содержит и эксплуатирует судоходные пути общего пользования: Бугско-Днепровско-лиманский канал (БДЛК), Херсонский морской канал (ХМК) и глубоководный судовой ход (ГСХ) «р.Дунай - Черное море» в устье Быстрое. Лоцманская служба «Дельта-лоцман» – это 9 региональных лоцманских подразделений в северо-западной части Черного моря, в Дунайском, Бугско-Днепровском и Азово-Черноморском бассейнах. В том числе, 3 морские лоцманские службы: «Дунай», «Николаев», «Керчь», а также портовые лоцманские службы в Ильичевске, Одессе, Южном, Севастополе, Феодосии и Мариуполе. Предприятие осуществляет лоцманские проводки и оказание услуг служб регулирования движения судов во всех портах Украины (география – от Мариуполя до Рени). Мы имеем в арсенале специализированный флот: 21 единица лоцманских катеров, два промерных катера, буксир ледового класса «Гайдамака».

- По какому принципу вы строите политику на таком крупном государственном предприятии, чтобы добиваться позитивных результатов? Вас иногда обвиняли в авторитарном методе управления. Возможно, в этом залог успеха?

ЗображенняУдивили (смеется – пр. авт.). Возможно, с первого года работы пришлось проявить требовательность, но не авторитаризм. У каждого свой стиль работы, и, естественно, есть отличия от предыдущего руководителя. Но я всегда прислушиваюсь к мнению заместителей, а также специалистов предприятия. Иногда принимаю неожиданные решения, но только после того, как взвешу все «за» и «против». Политика на предприятии одна – системный подход к работе. Нужно планировать, ставить сроки, назначать ответственных за выполнение задач и контролировать выполнение. Став директором, сменил лишь руководящий состав и значительно оптимизировал процесс управления предприятием. Акцент был сделан на правовых, юридических, финансовых вопросах. Вместе с этим, особое внимание уделено качеству подготовки и переподготовки лоцманов и лоцманов-операторов. Лоцман - очень специфическая профессия, и время выдвигает очень высокие требования к их подготовке и к их ежедневной работе. Сегодня необходим европейский стандарт. Техническое совершенствование морских судов, модернизация их оборудования и применение различных правил безопасности мореплавания не приводят к значительному снижению количества кораблекрушений на море. Эксперты утверждают, что по-прежнему срабатывает «человеческий фактор». Безопасность судоходства в таких сложных местах плавания как акватории портов и каналы в значительной степени зависит именно от лоцманов. Это одна из сложнейших профессий, связанных с организацией профессионального взаимодействия в экстремальных условиях, а также с риском. Подготовка таких специалистов – очень ответственная задача. Поэтому мы осуществили модернизацию программного обеспечения, возможностей и оборудования Отраслевого тренажерного центра ГП «Дельта-лоцман», функционирующего на предприятии с 2001 года. На тот момент, к слову, он соответствовал максимальным запросам. Но время движется вперед, и многие вещи просто устарели. Также нужно учитывать, что все стажеры тренажерного центра имеют дипломы капитана малого и дальнего плавания и соответствующий опыт работы на судах не менее года. Словом, не «новички» в судоводительском деле. При переподготовке специалистов мы сделали акцент на усовершенствовании и изменении регламента. Обозначили четко зону полномочий и ответственности лоцманов с учетом современных европейских требований. А именно, какие права у лоцмана. Что он может и должен делать и говорить. В какой именно форме должен формулировать свои рекомендации, причем, на английском языке, чтобы лоцманская организация не была вовлечена в конфликт аварийных происшествий. Ведь это международный уровень. Главное в работе лоцмана – эффективно и безопасно выполнить проводку судна, поэтому только после прохождения тренажерной и практической подготовки кандидаты получают право сдачи экзаменов государственной квалификационной комиссии с последующим получением классности и возможности работать по специальности. Кроме того, мы выступили с несколькими инициативами, и предложили, во-первых, чтобы весь офицерский состав украинского буксирного флота повышал квалификацию в нашем тренажерном центре. А во-вторых, ввиду того, что ГП «Дельта-лоцман» является членом Европейской ассоциации лоцманов, мы прикладываем усилия, чтобы на базе нашего предприятия проходили подготовку не только украинские, но и иностранные лоцмана. И для этого у нас есть все необходимые условия. И вопрос сдвинулся с «мертвой» точки, хотя хотелось бы, чтобы процесс шел активнее.

- Событие прошлого года для предприятия – завершение строительства ограждающей дамбы  ГСХ «р.Дунай-Черное море». Что это дало предприятию и государству в целом?

- Дамба – это некий символ, в какой-то степени влияет на положительный имидж нашей страны. Но возведенная дамба является составной частью проекта ГСХ «р.Дунай - Черное море». Она построена из гранитных глыб. Этот природный материал специально был запроектирован для строительства, чтобы не нарушать экологическую систему региона. Длина дамбы – 2,730 км, высота - до 2,2 м над уровнем моря. На оголовке дамбы глубина дна превышает 7 м, а ширина дамбы в этом месте – около 100 м по дну. Подрядчиками выступали два отечественных предприятия. Ограждающая дамба предназначена для защиты морского подходного канала от наносов во время штормов, а также для безопасного входа в канал судов с моря при сильных северных и северо-восточных ветрах. Теперь движение на этом участке судового хода максимально безопасное. Все эти нюансы имеют большое значение для судовладельцев и фрахтователей при выборе оптимального маршрута перевозки грузов. Как следствие, количество судопроходов через украинский судовой ход увеличивается, и в первую очередь - за счет улучшения качества услуг и стабилизации глубин. Например, в ноябре прошлого года, в один из дней, был зафиксирован абсолютный рекорд по количеству судопроходов по ГСХ – за одни сутки устьем Быстрое было проведено 19 судов. Увеличивается и грузооборот ГСХ «р.Дунай-Черное море». Это стало очередным подтверждением перспективности развития украинской транспортной артерии. Кроме того, благодаря ограждающей дамбе приблизительно на треть сократились объемы дноуглубительных работ на ГСХ, что позволяет экономить средства.

- Но завершению реализации всего проекта, которое планировалось в этом году, препятствовали некоторые аспекты румынско-украинских отношений. Ведь на первый план вышла экономическая составляющая. Что изменилось в ситуации?

Зображення- В 2011 году выполняются только эксплуатационные дноуглубительные работы, связанные с поддержанием рабочего состояния морского подходного канала. Строительные работы в 2011 году не велись. На лето нынешнего года была назначена пятая встреча Сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо), проходившая в Женеве. В связи с этим, было принято решение дождаться результатов и выслушать позицию международного сообщества. На пятой встрече Сторон были рассмотрены вопросы, связанные с выполнением Украиной обязательств в отношении проекта строительства ГСХ «р.Дунай − Черное море» на украинском участке дельты Дуная. Это был ключевой вопрос. Правительственную делегацию Украины возглавлял Министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский. Был в составе делегации и представитель ГП «Дельта-лоцман». Украинская делегация на встрече Сторон проявила высочайшее мастерство дипломатии. В итоге – принятое решение в отношении украинского проекта носит толерантный характер, хотя Румыния настаивала на категоричных выводах. Стороны Конвенции оценили предпринятые усилия Украины по приведению проекта строительства ГСХ «р.Дунай − Черное море» в соответствие с положениями Конвенции и рекомендовали правительству Украины представлять Комитету отчеты по поводу дальнейших шагов для обеспечения полного соответствия проекта ГСХ «р.Дунай - Черное море», а также имплементации стратегии в части конкретных правовых мер, принятых в этой связи. Можно сказать, найден компромисс. Тем не менее, как отмечают эксперты, Румыния перешла на использование не всегда корректных экономических рычагов вместо экологического. А именно - максимальное неофициальное давление на судовладельцев: искусственно создаются такие условия, чтобы последние были вынуждены пользоваться румынским Сулинским каналом. В целом ситуация рабочая. В бизнесе всегда существует конкуренция.

- Задача государственного значения – решение проблем на Дунае. А именно, возрождение украинского дунайского пароходства, загрузка порта Рени, проведение дноуглубительных работ на ГСХ «р.Дунай – Черное море». Какие из задач касаются Вашего предприятия?

- Все они косвенно взаимосвязаны. Но наша задача - завершение проекта на ГСХ «р.Дунай – Черное море», который может дать дополнительный импульс развития и порта Рени, и «Украинско-дунайского пароходства».

- Александр Григорьевич, какие проекты вы воплотили в жизнь в этом году?

Зображення- В 2011 году завершена комплексная модернизация Центра регулирования движения судов «Ильичевск». Этот уникальный объект, состоящий из самого центра, автоматизированного радиолокационного поста и радиотехнического поста связи, оснащен современной аппаратурой и технологиями. Впервые использована опция 3D видеоизображения движения судов. А это существенно повышает качество информации для лоцманов-операторов. Основная функция нашего предприятия – обеспечение безопасности судоходства.

К слову, в сентябре текущего года именно Центру регулирования движения судов «Ильичевск» (ЦРДС), единственному из действующих постов регулирования движения судов, комиссией Министерства инфраструктуры присвоена высшая классификационная категория.

По аналогии с ЦРДС «Ильичевск» завершается модернизация Центра регулирования движения судов «Керчь», в структуру которого, помимо самого поста регулирования движения судов (ПРДС), входят автоматизированные радиолокационные посты (АРЛП) «Ени-Кале» и «Керчь-Крепость», а также Радиотехнический пост связи (РТПС) «Ени-Кале». На сегодняшний день на ПРДС уже установлено аппаратно-программное обеспечение нового поколения, созданы 4 новых автоматизированных рабочих места лоцмана-оператора, установлена новая радиолокационная станция и система видеонаблюдения за судоходной обстановкой в зоне ответственности ЦРДС.

Также, согласно плану модернизации, в 2011 году планируется строительство АРЛП «Такиль» (подходя к Керченскому проливу со стороны Черного моря), на котором, помимо базового оборудования, будут установлены 2 новые радиолокационные станции с удаленным управлением и базовая станция АИС.

С этого момента Керченский пролив по украинской зоне ответственности будет надежно оснащен новейшим оборудованием и технологиями.

Кроме того, в 2011 году Мининфраструктуры наделило нас новой функцией. ГП «Дельта-лоцман» от лица Украины принято в члены руководящего комитета по внедрению проекта Речных информационных служб  (РИС) – Implementation of River Information Services in Europe II. Таким образом, николаевское предприятие получило возможность непосредственно участвовать в разработке стратегии, тактики, технической и организационной основы этого европейского проекта. Проект РИС будет охватывать реки Дунай и Днепр. Целью этого проекта IRIS Europe II является внедрение на внутренних водных путях услуг по обмену данными по транспортным и грузовым потокам, по судам, перевозимым грузам и маршрутам следования, услуг по предотвращению чрезвычайных происшествий.

В проект РИС ГП «Дельта-лоцман» пришло с собственными разработками в области мониторинга надводной обстановки в территориальных водах Украины. На постах регулирования движения судов ГП «Дельта-лоцман» в разных регионах Черного и Азовского морей уже давно и успешно работают базы данных по судам и мониторинг их движения. Поэтому мы рассчитываем на поддержку правительства Украины по созданию легитимного документа об обмене информацией с другими дунайскими странами и партнерами по IRIS Europe II.

- Если вкратце, что даст Украине участие в проекте РИС?

- Украину включат в принятые Евросоюзом стандарты, обеспечивающие безопасность движения судов, пассажиров и грузов, а также регулирующие грузопоток внутри 7-го Международного транспортного коридора, соединяющего по внутренним водным путям Европы Северное и Черное моря.

- Александр Григорьевич, как Вы охарактеризуете взаимодействие с портами Украины?

Украинские порты и терминалы и ГП «Дельта-лоцман» – это одно целое, неделимое. Но у каждого свои функции и обязанности. Прямая задача портов и терминалов – привлечение грузопотоков и переработка грузов. Основная задача «Дельта-лоцман» - эффективная и безопасная проводка судов по каналам, в акваториях портов или терминалов и швартовка у причальной стенки.

Тандем взаимопонимания и ответственности за свою работу характеризуется ростом экономических показателей и достижением своеобразных рекордов. Например, в 2010 году совместная работа МТП «Южный» и ГП «Дельта-лоцман» позволила начать обработку судов класса «кейпсайз», увеличить судовую партию и, тем самым, оптимизировать конкурентоспособность и привлекательность порта. С этого момента Украина вошла в число стран мира, которые осуществляют поставки насыпных грузов судами такого класса. До тех пор украинские добытчики руды экспортировали железорудный концентрат судами класса «панамакс». Для экономики страны - это серьезный успех, а для «Дельта-лоцман» - тем более. Ведь каждый раз, поднимаясь на борт иностранного судна, именно украинский лоцман олицетворяет собой национальную морскую традицию и школу, само суверенное государство.

Cправка MAXIMUM inform.
Александр Голодницкий.
В 1994 году окончил инженерно-экономический факультет Николаевского кораблестроительного института по специальности «Экономика и управление в промышленности». Член Союза аудиторов Украины.
До мая 2001 года - практикующий аудитор, затем по 2004 год - заместитель директора по финансово-экономическим вопросам ГП «Дельта-лоцман», заместитель директора Государственного департамента морского и речного транспорта. В 2005-2006  годах возглавлял ГП «Дельта-лоцман» и ГП «Государственная морская лоцманская служба».
Награжден: нагрудным знаком «Почетный работник морского и речного транспорта» (2003 г.), нагрудным знаком «Почетный работник транспорта Украины» (2009 г.), орденом «За заслуги» III степени (2009 г.).

Людмила Савкова