«Великая темзенская трагедия» … или на чем основаны правила безопасности судоходства

Подготовлено по материалам Информпортала «Грот», «Кораблекрушения»
http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/korablekrusheniya/article/2541/

3 сентября 1878 года к 10 часам утра у причала на берегу Темзы у Лондонского моста собрались сотни людей, которые решили совершить речное путешествие. Железный колесный пароход «Принцесса Алиса», который отличался изящными обводами корпуса и слыл популярным судном у лондонцев, под звуки оркестра принимал пассажиров. Двенадцать лет кряду он благополучно совершал однодневные круизы по Темзе от Лондонского моста до Ширнесса и обратно.

«Принцесса Алиса»: длина 65 м, ширина - 6,1 м, высота надводного борта - 2,5 м, регистровый тоннаж 251 тонна, паровая машина обеспечивала ход 12 узлов. По действовавшим в те годы британским правилам при плавании во внутренних водах этот пароход мог принять на борт 936 пассажиров, а по действовавшим тогда нормам обеспечения безопасности человеческой жизни на реке на нем имелись всего две небольшие спасательные шлюпки и двенадцать спасательных кругов.

И 3 сентября плавание до Ширнесса прошло без происшествий. На обратном пути в 18 часов «Принцесса Алиса» сделала остановку в Грэйвсэнде. Здесь на пристани ее ждали сотни экскурсантов, которые спешили возвратиться в Лондон. Капитан «Принцессы Алисы» Вильям Гринстед, опасаясь перегрузить судно, принял на борт только часть желающих. Таким образом, на судне оказалось около тысячи пассажиров, много женщин и детей.

«Принцесса Алиса», избегая сильного отливного течения, шла вдоль правого берега Темзы к мысу Трипкок, где русло реки под углом 45 градусов поворачивает на юго-запад.

В это же время вниз по реке в балласте за грузом в Ньюкасл шел угольщик «Байуэлл Касл». На его борту находились два лоцмана: Дикс - речной, обеспечивающий проводку до Грэйвсэнда, и морской лоцман Чапман, который должен был вести судно дальше.

В 19 часов 35 минут капитан «Принцессы Алисы» заметил ходовые огни идущего навстречу парохода. Лоцман Дикс с «Байуэлл Касл» увидел красный левый бортовой огонь «Принцессы Алисы», открывшийся из-за мыса Трипкок. Ширина Темзы в месте встречи судов равнялась 0,3 мили, видимость была отличной. В те годы в Англии еще не существовало единых правил расхождения морских и речных судов на фарватере реки. Суда могли расходиться любыми бортами в зависимости от ситуации.

 
Зображення
 
 
 

Зображення

 
Пассажирский пароход «Принцесса Алиса» Грузовое судно «Байуэлл Касл»

Понимая, что встречное судно идет против течения и огибает мыс Трипкок, лоцман «Байуэлл Касл» Дикс решил, что оно отвернет к левому берегу реки, где отливное течение слабее. Поэтому он намеревался приблизиться к правому берегу реки и разойтись с колесным пароходом левыми бортами.

Но капитан «Принцессы Алисы», имевший права лоцмана, был иного мнения: он решил не пересекать курс встречного судна и продолжил идти вдоль правого берега. Гринстед слишком поздно стал перекладывать руль на левый борт. Поэтому когда судно вышло из-за прикрытия мыса, мощное течение вынесло его на стремнину. Столкновение стало неизбежным.

Заметим, что если бы дело происходило в светлое время, столкновения наверняка не случилось бы, судоводители поняли бы намерения друг друга. Но к моменту сближения пароходов наступила темнота, и каждый из капитанов мог судить о курсе встречного судна только по положению ходовых огней, - они не поняли маневра друг друга. 

«Байуэлл Касл» вместимостью полторы тысячи регистровых тонн своим прямым форштевнем ударил в правый борт «Принцессы Алисы» позади гребного колеса и фактически разрезал корпус пополам. Драма продолжалась всего четыре минуты. Как только «Байуэлл Касл» отошел назад, «Принцесса Алиса» переломилась и ушла под воду.

После столкновения все, кто находился в салонах «Принцессы Алисы», бросились к дверям. В давке их не смогли открыть сразу: двери открывались внутрь помещений.

При погружении судна взорвались паровые котлы, река кишела людьми, которые путались в своих одеждах, захлебывались и шли ко дну.

 

Зображення

 
 

Зображення

 
«Байуэлл Касл» фактическм форштевнем разрезал корпус пассажира пополам «Принцесса Алиса» переломилась и ушла под воду

«Байуэлл Касл» стал на якорь и спустил на воду шлюпки. С его борта бросили имевшиеся швартовые концы, однако спаслись немногие, так как сильное отливное течение уносило людей вниз по реке. Команда «Байуэлл Касл» спасла 63 человека, а всего спасшихся оказалось около двухсот.

Сколько погибло при столкновении, точно установить не удалось. Считают, что всего на борту судна находилась почти тысяча человек.

О гибели «Принцессы Алисы» опубликовано множество книг. Наиболее подробная из них «Великая темзенская трагедия», написана Гевином Трустоном, который тщательно изучил материалы следствия, архивы и воспоминания очевидцев.

Парламент уполномочил Управление торговли Великобритании провести официальное расследование катастрофы. Эксперты высказали свои соображения, и суд присяжных признал виновными обоих капитанов. Вскоре дело пересматривалось в Адмиралтейском суде, который пришел к выводу, что вина полностью лежит на погибшем капитане «Принцессы Алисы». Судьи установили также, что в момент столкновения у ее штурвала нес вахту человек, который не являлся членом экипажа.

28-летний Джон Айрес заменил рулевого Джона Хонгуда в обратном рейсе. У штатного рулевого было назначено свидание, и он попросил друга подменить его. Капитан Гринстед, зная, что Айрес служил матросом, согласился на замену. Этого факта и того, что капитан «Принцессы Алисы» не пожелал разойтись на встречных курсах с «Байуэлл Касл» левыми бортами, оказалось достаточно, чтобы апелляционный суд признал погибшего капитана Гринстеда виновным.

Трагедия не прошла даром.

Во время работы следственной комиссии Управлением торговли Великобритании был учрежден специальный комитет, которому поручили выработать рекомендации по обеспечению плавания. Эти рекомендации легли в основу правил плавания по Темзе и позже, в 1899 году, - международных правил для предупреждения столкновения судов в море. Рекомендации комитета гласили: каждое судно, вне зависимости от его размера и преимуществ, должно придерживаться правой стороны фарватера; любое судно, пересекающее реку и совершающее поворот, принимает на себя полную ответственность за безопасность сближения и не должно мешать другим судам. В наше время это правило действует в виде статьи 9 Международных правил по предупреждению столкновений судов и звучит следующим образом: "Судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно держаться внешней границы прохода или фарватера, которая находится с его правого борта настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно".

Трагическая гибель «Принцессы Алисы» показала, что пассажирские речные пароходы плавали фактически не имея спасательных средств. Принятые требования привели к тому, что суда стали оборудовать большим числом спасательных шлюпок, плотов, скамеек, буев и кругов. Стали шире делать проходы и трапы, а двери навешивать в судовых общественных помещениях и каютах таким образом, чтобы они открывались только наружу.