ЛОЦМАН НУЖЕН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА

П'ятниця, Червень 15, 2012

 журнал "Имена" №49 май 2012 г.

Украина обладает не только богатой морской историей, но и рядом специализированных структур, обеспечивающих безопасность судоходства в украинских водах. Одно из них – государственное предприятие «Дельта-лоцман», которое оказывает лоцманские услуги. Мы попросили директора ГП "Дельта-лоцман" Александра Голодницкого рассказать об особенностях деятельности предприятия, его проблемах и планах. 

Зображення

Зображення

Зображення

ИМЕНА: - Александр Григорьевич, «Дельта-лоцман» - одно из крупнейших предприятий морехозяйственного комплекса страны. Расскажите, зачем создано и чем занимается ваше предприятие.
 
- Существует ряд международных документов, обязывающих страны-участники конвенций выполнять требования в сфере безопасности судоходства. Наше предприятие образовано в 1998 г. для создания надлежащих условий обеспечения безопасности мореплавания, а также упорядочения деятельности лоцманских организаций.
Со временем оно объединило линейные и портовые лоцманские службы, а также службы регулирования движения судов в единое специализированное предприятие.

 

Сегодня лоцманская служба "Дельта-лоцман" имеет девять региональных подразделений в северо-западной части Черного моря, в Дунайском, Бугско-Днепровском и Азово-Черноморском бассейнах. Это 3 единые морские лоцманские службы - "Дунай", "Николаев" и "Керчь", а также портовые лоцманские службы в Ильичевске, Одессе, Южном, Севастополе, Феодосии и Мариуполе. Мы выполняем лоцманские работы и оказываем  услуги регулирования движения судов на судоходных каналах общего пользования и во всех морских портах Украины, от Мариуполя на Востоке, до Рени - на Западе.

Для этих целей используется собственный флот - лоцманские (21) и промерные (2) катера, многоцелевой буксир ледового класса "Гайдамака".

Зображення Зображення
Кроме того, предприятие содержит и эксплуатирует судоходные пути общего пользования: Бугско-Днепровско-лиманский канал (БДЛК), Херсонский морской канал (ХМК) и глубоководный судовой ход (ГСХ) р. Дунай - Черное море. Для поддержания паспортных габаритов и повышения пропускной способности искусственных каналов Днепро-Бугского региона (общая протяженность – 65,3 морских мили) выполняются дноуглубительные работы. Проходная осадка для судов по БДЛК  составляет 10,3 м,  ХМК – 7,6 м.

 

По поручению Министерства транспорта и связи Украины (ныне Министерство инфраструктуры) ГП «Дельта-лоцман» ведет строительство стратегически важного для Украины проекта глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай - Черное море по устью Быстрое, который обеспечивает морехозяйственный комплекс Придунавья национальной водной магистралью.

"Дельта-лоцман" действительно одно из крупнейших предприятий морской отрасли Украины. Только у нас трудятся такие специалисты как лоцмана и лоцмана-операторы - их около 400 чел., а всего производственный персонал предприятия составляет 1500 сотрудников. 

ИМЕНА: - Какова политика управления предприятием. Каким вопросам уделяется первостепенное внимание?

Политика на предприятии одна - системный подход к работе.

Планирование, определение сроков, персональная ответственность за выполнение задач и контроль. Акцент был сделан на правовых, юридических и финансовых вопросах. Конечно, особое внимание уделено качеству подготовки и переподготовки лоцманов и лоцманов-операторов.

Лоцман - специфическая профессия, и современный мир выдвигает очень высокие требования к их подготовке и ежедневной работе. Техническое совершенствование морских судов и правил безопасности мореплавания, к сожалению, не обеспечивают значительное снижение аварийных происшествий. Международные эксперты утверждают, что в перечне причин аварий основным по-прежнему остается "человеческий фактор". А ведь безопасность судоходства в сложных условиях акваторий портов и каналов в значительной степени зависит именно от лоцмана и лоцмана-оператора. Для наших сотрудников в крупном порту обычной является обстановка, когда одновременно движется десяток судов, в том числе водоизмещением около 100 тыс.т, все они подвержены изменчивому влиянию ветров и течений.

Зображення Зображення
Лоцманские проводки контейнеровоза  "JEAN PIERRE" и балкера "MARE TRAVELLER"
Зображення Зображення
Лоцманские проводки круизных лайнеров "MSC Opera" и "ROTTERDAM"

 

 

 
 
 

 

 

Подготовка таких специалистов - очень ответственная задача. Ведь ошибка лоцмана может стоить человеческих жизней, нанести огромный экологический и материальный ущерб. Поэтому у нас высокие требования к подбору будущих лоцманов. Стажерами становятся только капитаны малого и дальнего плавания с опытом работы в должности не менее года. Мы совершенствуем и модернизируем программное обеспечение и оборудование Отраслевого тренажерного центра (ОТЦ) ГП "Дельта-лоцман", который работает на предприятии с 2001 года. Только после прохождения теоретической, тренажерной и практической подготовки кандидаты получают право для сдачи экзаменов государственной квалификационной комиссии с последующим получением классности и возможности работать по специальности.

Кроме того, недавно мы выступили с несколькими предложениями. Во-первых, весь офицерский состав украинского буксирного флота может повышать квалификацию в нашем ОТЦ. А во-вторых, ввиду того, что "Дельта-лоцман" является членом Европейской ассоциации лоцманов, мы имеем возможность на базе нашего предприятия готовить не только украинских, но и иностранных лоцманов. И для этого у нас есть все необходимые условия.

Зображення Зображення
 Главный навигационный мостик ОТЦ  Малый навигационный мостик ОТЦ

ГП «Дельта-лоцман» получил в 2008 г. сертификат Национального органа Украины по сертификации (Регистр судоходства Украины), который свидетельствует о соответствии системы управления качеством предприятия требованиям ДСТУ ISO 9001-2001. Ежегодно эта система проходит аудит и процедуру ресертификации. Сейчас сертификат соответствия распространяется на:

- предоставление услуг службы РДС и лоцманских услуг;

- предоставление услуг по тренажерной подготовке и повышение квалификации государственных морских лоцманов и лоцманов-операторов СРДС, подготовке судоводителей;

- содержание судоходных фарватеров и каналов общегосударственного значения;

- выполнение топографических, геодезических и промерных работ.

ИМЕНА: - Чем занимается служба регулирования движения судов?

Служба регулирования движения судов (РДС) ГП «Дельта-лоцман» обеспечивает безопасность судоходства на Азово-Черноморском побережье Украины и украинском участке реки Дунай. В ее состав входят 5 центров и 8 постов РДС, 12 автоматизированных радиолокационных постов, 4 радиотехнических поста связи. Проводятся работы по модернизации и интеграции указанных объектов в единую систему в соответствии с концепцией Евросоюза VTMIS.

Зображення Зображення
Зображення Зображення
ПРДС "Одесса" ПРДС "Очаков"

Служба РДС:

- предоставляет информационные и навигационные услуги участникам движения, агентирующим организациям и береговым службам, которые действуют в сфере морского транспорта;

- регулирует движение судов с целью предотвращения опасных ситуаций и эффективного движения в зоне действия объектов РДС;

- контролирует соблюдение судоводителями Правил плавания и правил радиосвязи в регионе;

- документирует навигационную обстановку и аудио-переговоры участников движения;

- предоставляет информацию Пограничным войскам и Военно-морским силам.

ИМЕНА:  - Какие из последних проектов и нововведений были воплощены в жизнь?

В конце 2011 года принят в опытную эксплуатацию один из самых современных центров РДС – «Керчь», в начале 2012 года в постоянную эксплуатацию введен аналогичный ЦРДС «Ильичевск». Оба Центра оборудованы аппаратно–программным комплексом «Navi Harbour», где впервые использована опция 3D видеоизображения движения судов. Это облегчило и повысило качество работы лоцманов-операторов.

ЦРДС «Ильичевск» состоит из самого центра, автоматизированного радиолокационного поста и радиотехнического поста связи. В структуру ЦРДС "Керчь", помимо самого Центра, входят автоматизированные радиолокационные посты "Ени-Кале" и "Керчь-Крепость", а также радиотехнический пост связи "Ени-Кале".

В 2011 году Министерство инфраструктуры возложило на нас новые ответственные обязанности. ГП "Дельта-лоцман" от лица Украины принято в члены руководящего комитета по внедрению проекта Речных информационных служб  (РИС) - Implementation of River Information Services in Europe II. Таким образом, мы получили возможность непосредственно участвовать в разработке стратегии, тактики, технической и организационной основы этого европейского проекта. Целью данного проекта, который будет охватывать реки Дунай и Днепр, является внедрение на внутренних водных путях услуг по обмену данными о транспортных и грузовых потоках, судах, перевозимых грузах и маршрутах следования. Также будет создана система по предотвращению чрезвычайных происшествий.

РИС «Днепр» будет введена в эксплуатацию в мае, а «Дунай» в сентябре 2012 года.

Хочу отметить, что предприятие "Дельта-лоцман" ведет работу в области мониторинга надводной обстановки в территориальных водах Украины. На постах РДС ГП "Дельта-лоцман" в разных регионах Черного и Азовского морей уже давно и успешно работают базы данных по судам, ведется контроль за их проводками. Поэтому мы рассчитываем на поддержку правительства Украины по созданию легитимного документа об обмене информацией с другими дунайскими странами и партнерами по проекту IRIS Europe II.

В соответствии с потребностями мы продолжаем обновлять собственный флот. На ЧАО «Приморец» (Феодосия) строится 3 лоцманских катера, которые находятся в различной стадии  готовности. Один из них, уже получивший имя «Лоцман Рощин», будет введен в эксплуатацию в ближайшее время.

ИМЕНА: - Александр Григорьевич, как Вы охарактеризуете взаимодействие с портами Украины?

Несмотря на наличие у каждого из предприятия своих функций и задач отечественные порты и терминалы вместе с ГП "Дельта-лоцман" составляют единый транспортный комплекс Украины. Главная задача портов и терминалов - привлечение грузопотоков и переработка грузов. Основная задача "Дельта-лоцман" - эффективная и безопасная проводка судов с грузами к причалам портов. Мы стремимся к эффективному деловому партнерству. Тандем взаимопонимания и ответственности за свою работу характеризуется ростом экономических показателей и достижением своеобразных рекордов.

Например, в 2010 году совместная работа МТП "Южный" и ГП "Дельта-лоцман" позволила начать обработку судов класса "кейпсайз". 25 апреля лоцмана ГП «Дельта-лоцман» вывели из акватории порта «Южный» и поставили на рейдовый причал для дозагрузки один из таких судов - балкер «Maxi Brazil». Это крупнейшее из судов, когда-либо заходивших в Черное море. Впервые в портах Украины на борт одного судна загружено 161 тыс. т. груза, а на рейде балкер догружен до 250 тыс.т. Крупные судовые партии снижают транспортные расходы и повышают экономическую эффективность. Представьте сколько потребовалось бы судов водоизмещением 10-20 тыс.т для перевозки такой грузовой партии.

Для экономики страны это серьезный успех, а для ГП "Дельта-лоцман" - тем более.

ГП «Дельта-лоцман» является важным налогоплательщиком, занимая лидирующие позиции по объемам уплаченных налогов и сборов среди крупных предприятий области. Вот и в этом году по итогам первого квартала предприятие возглавило список лучших предприятий, которые стоят на учете в специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными плательщиками налогов в г. Николаеве.

***