ПРДС «Очаков» - десять лет на службе навигации

  Павел Куликов, начальник ПРДС «Очаков»

 Зображення17  сентября  2002 года  Государственная Комиссия подписала  АКТ приемки и ввода в эксплуатацию Поста регулирования движения судов (ПРДС) «Очаков» Государственного предприятия  «Дельта-лоцман». Вводом в эксплуатацию ПРДС предприятие завершило комплекс работ по созданию на Днепровском и Бугском лиманах единой системы мониторинга надводной обстановки.

 Проект ПРДС был разработан по заказу ГП «Дельта-лоцман» николаевским институтом «Инпроектсервис», по договору генерального подряда строительные работы выполнены ООО «Южстрой». ЗображенняПроектные и строительные работы выполнялись при активном участии специалистов предприятия. В результате был возведен масштабный объект, включающий полный комплекс работ: строительство подъездной автодороги, образование территории, берегоукрепление, свайное основание, 10-ти этажное здание ПРДС, объекты энергообеспечения (ЛЭП, распределительная и трансформаторная подстанции, дизельгенераторная, наружные сети водоснабжения и канализации), вертолетная площадка. Организационно строительство ПРДС было разделено на этапы, часть которых, для сокращения сроков, выполнялись параллельно.

17 августа 2000 года был извлечен первый кубометр грунта под фундамент Контрольно пропускного пункта при въезде на территорию ПРДС, который и ознаменовал начало строительства.

 Об объемах выполненных работ можно судить даже по такому примеру. Чтобы приступить к строительству подъездной дороги к стройплощадке, сначала пришлось выбрать и вывезти огромное количество грунта с корнями камыша, который прорастая, разрушал бы дорожное покрытие. Для этого была вырыта траншея протяженностью 800 и шириной 8 метров, а затем уже в  этой траншее уложено основание подъездной дороги и засыпано почти 10 тыс. т песка. Кроме того, еще 21 тыс.т песка была завезена для подсыпки и поднятия территории комплекса на 1,7 метра над уровнем моря.

Зображення Зображення Зображення
Зображення

Фото слева на право:

- здесь будет заложен ПРДС «Очаков»;

- 27.12.2000 г. забита первая свая в фундамент ПРДС;

- в основание здания установлено девяносто 9 метровых свай. Каждая из них прошла испытание на прочность и выдерживает вес в 70 тонн;

- ведется берегоукрепление, обустраивается территория, отнятая у лимана. Линия берегоукрепления выполнена металлическим шпунтом от 4-х до 9-ти м длиной. Шпунт устанавливался специальным погружателем, предотвращающим вибрацию.

   Комплекс ПРДС «Очаков» занимает площадь 1,242 га, в том числе 0,24 га отнятых у лимана для возведения берегозащитных сооружений. Он обеспечивается электроэнергией по двум 10 Кв. линиям, имеются два резервных дизель-генератора с автоматическим запуском при прекращении подачи электроэнергии от внешних источников. Выполнено независимое водоснабжение.

 ЗображенняЗдание насчитывает 10 этажей, оборудовано лифтом и возвышается над уровнем моря на 38 метров. На крыше здания расположены три мачты с антеннами РЛС и радиостанций высотой - 4, 8 и 15 метров. Жилые кварталы и пляжи ограждены от излучения РЛС, сектор работающих круглосуточно радиолокационных стаций ограничен 240 градусами.

Ответственную работу, связанную с прокладкой подземных коммуникаций, строительством скважины, КНС, энергоблока, монтажом, испытанием и вводом в эксплуатацию электрооборудования, водоснабжения и канализации выполнили инженер-энергетик Плотников  В.В. и механик Степанов Ю.П. Надежный контроль за качеством отделочных работ, номенклатурой и качеством поступающего оборудования и мебели выполняла заведующая хозяйством  Грициенко Н.А. Ведущий инженер Рощектаев Г.П. и инженер-электроник Цынгалов И.М. под руководством  старшего инженера НТК Шевцова В.Г., не дожидаясь окончания отделочных работ, приступили к монтажу, наладке, испытаниям и вводу в эксплуатацию РЛС,   электронного оборудования, радиостанций. 

Здание ПРДС оснащено всеми видами инженерного обеспечения. При выполнении работ были применены нестандартные и инновационные технологии бетонирования конструкций здания и остекления фасадов. Среди представленных на конкурс Госстроя Украины 95 лучших объектов из 19 областей республики победителями признаны два объекта системы регулирования движения судов - ПРДС «Очаков» и ЦРДС «Стрелецкий» (сегодня «Севастополь»), построенные в 2002 году.

Зображення 17 мая 2001 года  был заложен и освещен первый камень в здание ПРДС «Очаков», а уже через 16 месяцев комплекс был построен, оснащен техническими средствами и введен в эксплуатацию со всей современной навигационной техникой и средствами жизнеобеспечения. К 17 сентября 2002 года  радиолокационные комплексы «Радар» и «Планшет» уже работали с полной нагрузкой, участвуя в выполнение задач по обеспечению безопасности мореплавания, контролю за движением судов на БДЛК и ХМК и на подходах к каналам.

Наш, современный ПРДС возник не на пустом месте. Его предшественником был пост, основанный в 1982 году и входивший в Единую морскую лоцманскую службу (ЕМЛС), центр которой располагался тогда в Ильичевском морском торговом порту.О регулировании движения судов по БДЛК в 90-х годах прошлого века и речи не было. Ветераны лоцманской службы вспоминали, что тогда приходилось сознательно сажать судно на мель для обеспечения безопасного расхождения с судами больших размерений.  Посадка на мель осуществлялась аккуратно, в специальных местах с соответствующим грунтом -  в песок, чтобы особых усилий для снятия не требовалось. С внедрением на судах радиосвязи задача линейных лоцманов несколько облегчалась – при подходе к Очакову можно было связаться с Николаевом и Херсоном, выяснить какие суда и где находятся, приблизительно рассчитать время и место расхождения на канале.


 Зображення

Ветераны - те, кто работал на ПРДС «Очаков» с 1982г.:

1-й ряд слева направо:

- Кабаков С.Ф. лоцман-оператор, уволился в 1991 году по состоянию здоровья;

- Логвиновский Н.В. первый начальник ПРДС, уволился в 1993 г. по состоянию здоровья;

- Клешнин  В.А. лоцман -оператор, с 1983 года перешел  на ПРДС «Русская Коса».

2-й ряд слева направо:

- Тодосенко В.П. (20.01.1949-04.06.2011) лоцман-оператор, возглавил ПРДС после Логвиновского Н.В. и  руководил до сентября 1999 года;

- Езерский О.И. лоцман-оператор с 1982г. до увольнения в декабре 2002  г. по состоянию здоровья.

     С 20 марта 1999 года работники ПРДС «Очаков» были зачислены в штат ГП «Дельта-лоцман».  Возглавил ПРДС Тодосенко В.П., лоцманами-операторами были: Езерский О.И., Лялько А.В.,  Брылунов В.А., Куликов П.П., ведущий инженер Рощектаев Г.П., инженер-электроник Цынгалов И.М.
Зображення Зображення

Утопающая в цветах белоснежная башня расположена на мысе Очаковский, там, где воды лимана соединяются с водами Черного моря.  Здесь садится и восходит солнце, здесь уходят суда за горизонт.

Небольшой городок возле моря.

Не отыщешь такой красоты.

Здесь поэты, художники, споря,

Посвящали стихи и холсты.

Зображення Зображення Зображення

 Древние греки называли Очаков - Алекторис (Сигнальный костер), затем - Озополис (город на Днепре). В письменных источниках город упоминается и под названием Дашев. Это название дали ему славянские племена. Здесь основал свою крепость литовский князь Витовт (1398 г.). Крымский хан Менгли I Гирей, овладев крепостью (1492 г.), назвал ее Кара-Нермен (Черная крепость). После крепость перешла к туркам, которые назвали ее Узу-Кале (Речная крепость), поскольку она закрывала выход из Днепра. В XVII в. крепость была усилена, а за нею закрепилось название Ачи-Кале (Крепость в устье реки). В  XVIIв. в русских документах она именовалась русифицированным словом Ачаков, перешедшим в современное Очаков. Крепость не раз штурмовали запорожские казаки и русские войска. В 1788 г. Очаков был взят штурмом войсками Григория Потемкина. Крепость была уничтожена и в 1792 г. на ее месте основан город и порт Очаков, который с полным основанием в наши дни называют морскими воротами Херсона и Николаева.

Зображення Зображення
Зображення
Зображення
 Как видим с глубокой древности у входа в лиман возводились защитные и навигационные сооружения. Большая протяженность Бугско-Днепровско-лиманского и Херсонского морского каналов, их относительная узость (100 м), большое количество поворотов, наличие навигационных опасностей в непосредственной близости от бровки канала, рост интенсивности судопотока и габаритов морских судов, а также большое количество судов типа река-море - вот далеко не полный перечень обстоятельств, обусловивших создание Поста, который мог бы оперативно решать вопросы по безопасному расхождению и регулированию движения судов.

 Здание ПРДС ориентировано строго на юг - для того, чтобы визуально и при помощи технических средств можно было осуществлять надежный контроль за движением судов по каналу и на подходах к нему. Напоминающая парус и судовую рубку одновременно башня ПРДС «Очаков» стоит на месте древней крепости и так же как ее предшественница бдительно охраняет вход в лиман, только теперь – современными навигационными системами безопасности мореплавания.

  ***