«Восьмое чувство» лоцмана

 Газета «Моряк Украины» №5 (781) от 06.02.2013 г, Владислав Китик

Зображення18 января в Николаеве на торжественной церемонии с участием главы Николаевской облгосадминистрации Н. Круглова, николаевского городского головы В. Чайки, других официальных лиц поднят Государственный флаг Украины на лоцманском катере «Михайло Сніцар» ГП «Дельта-лоцман». Соблюдая флотские традиции, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим совершил освящение нового судна.

А капитан судна отрапортовал директору предприятия А. Голодницкому о готовности экипажа к несению службы. Уже на следующий день - 19 января катер приступил к работе.

«Вновь заступил на вахту наш Михаил Федотович», – говорят капитаны, ведущие суда по фарватеру Бугско-Днепровско лиманского канала (БДЛК).

Семь лет назад перестало биться сердце лоцмана Михаила Сницаря: для ветеранов лоцманского дела – доброго товарища, для смены из молодого поколения – наставника мудрого и строгого, для остальных – человека-легенды.

Морская история пишется не на бумаге, а славными делами и на бортах судов. Теперь в канун своей 15-й годовщины ГП «Дельта-лоцман» продолжает традицию. Уже первый катер этого проекта получил имя «Лоцман Рощин», второй - «Михайло Сніцар», а в недалеком будущем в названии третьего катера будет увековечено имя еще одного выдающегося лоцмана уходящей эпохи – Виктора Дмитриевича Емельянова.

 Моряк – состояние души

Никто не знает наперед о поворотах в фарватере своей судьбы. Не ведал о предстоящем ему и паренек из притаившегося под Уманью села Кочержинцы. Родившийся 5 октября сурового 1940 года Михаил Сницарь, как и многие дети войны, вобрал в себя корневую народную способность выживать наперекор беде и крепко становиться на ноги. Стойкость и воля в достижении цели были первыми еще неосознанными качествами будущего профессионального лоцмана.

В 15 лет смышленого подростка приняли в трудовую семью запорожского завода «Коммунар». Однако морская романтика звала сильнее. И Михаил совершил смелый шаг навстречу мечте. В 19 лет он уже надел форму курсанта судоводительского факультета Одесского мореходного училища. Увлеченно прошли годы, посвященные освоению морской науки. Торжественным был день получения диплома по специальности техник-судоводитель. Незабываем вкус первого настоящего рейса на океанских судах Черноморского пароходства.

И вновь М. Сницарь оказался в числе первопроходцев. В начале 60-х годов прошлого века страна усиленно наращивала тоннаж национального флота. Создавались когорты новых судов, для их эксплуатации требовались кадровые навигаторы. Третьей по количеству в ЧМП стала серия турбоходов «Ленинский комсомол». Скоростные, маневренные, они часто использовались как военный транспорт для прорыва блокады, доставки военных грузов на Кубу, во Вьетнам и в другие «горячие» точки. На них сформировались лучшие экипажи. Для командования этими сухогрузами подбирались офицеры по духу, боевые и решительные. Пройденный на «комсомолах» путь от четвертого до старшего помощника капитана уже являлся отличной служебной характеристикой.

ЗображенняДвухпалубный турбоход типа "Ленинский комсомал" (проект 567): длина – 169.9 м, ширина – 21.8 м, высота борта – 12.9 м, осадка – 9.7 м, дедвейт - 16 185 т. Мощность ГД (паротурбинная установка) - 13 000 л.с. Скорость хода -18.5 узл. По количеству построенных судов (25 ед.) проект 567 был третьим в Черноморском Морском пароходстве. Сухогрузы типа "Ленинский Комсомол" использовались еще и как военные транспорты - высокая скорость по расчетам проектантов, должна была позволить им оторваться от преследователей.

Отходив на них по морям до 1970 года, Михаил Сницарь не раз ходил на судне под гул военных самолетов иностранных держав, умело совершал маневры и швартовки в малоприспособленных условиях. Стал участником боевых действий, когда по решению правительства СССР ходил в воды Египта и Сирии с грузом для обеспечения боевой деятельности войск.

С огромным профессиональным багажом он в 1970 году перешел в лоцманскую службу Одесского морского торгового порта. Опять Михаил Сницарь освоил новый профиль деятельности. И приобрел такой уровень квалификации, который позволил ему представлять страну в загранкомандировках в Йемене и Мозамбике.

Без отрыва от любимого дела в 1980 г. Михаил Федотович окончил Одесский институт инженеров морского флота и как инженер-эксплуатационщик вошел в знаменитое братство выпускников «Водного».

Следуя призванию быть новатором, М. Сницарь стал у истоков образования «Дельта-лоцман». Его назначение начальником Линейной лоцманской службы в 1998 году было всеми воспринято как заслуженный итог его многолетней работы.

После того, как сошел на берег, мне продолжало сниться море. Оно часто снится мне и теперь. Ведь моряк - это не просто работа, это - состояние души, которое остается с тобой навсегда , – говорил Михаил Федотович.

Профессия риска

Под его руководством специалисты «Дельта-лоцман» освоили проводку в порты Николаев и Херсон судов типа «Panamax» длиной свыше 230 м, о чем прежде в связи с высокой сложностью маршрута по БДЛК не было и речи. Обеспечение прохода по узким каналам таких крупногабаритных судов проблематично. Но они успешно решаются украинскими лоцманами, что и было доказано всему миру!

ЗображенняВспоминая о сложных проводках, Михаил Федотович говорил - Работа лоцмана зачастую зависит от случая: испортилась погода, отказал двигатель, вышло из строя рулевое управление ... Решение нужно принять мгновенно и оно должно быть верным. Недаром нашу профессию называют профессией риска. Поднимаясь на судно нужно всегда помнить, что нам доверяет не только наше государство, на нас возлагают ответственность за груз и жизни людей другой страны. Это большое доверие и еще большая ответственность. Если проявил компетентность и даже, несмотря на сюрпризы погоды или техники, все завершилось нормально, то оставляешь судно с чувством исполненного долга. Когда сходишь на берег, и капитан с благодарностью жмет тебе руку, чувствуешь удовлетворение. За это я люблю свою работу.

Чтобы быть лоцманом помимо мастерства он должен обладать свойством, которое моряки называют даже не шестым, а «восьмым чувством»!

Справка: Указом Президента Украины от 26.03.2002 г. № 236/2002 Михаил Сницарь удостоен почетного звания «Заслуженный работник транспорта Украины», награжден орденом «За заслуги» III степени. Его мастерство в 2000 г. также подтверждено Роттердамской лицензией.

Так входят в морскую историю

И все же легендарным Михаила Сницаря сделала проводка по БДЛК тяжелого авианесущего ракетного крейсера «Варяг». Гигантские размеры боевого корабля, рожденного на Черноморском судостроительном заводе (длина – 306,5 м, максимальная ширина – 75 м, высота борта – 40 м), отсутствие самостоятельного хода, поскольку на авианосце не было силовой установки, и огромная парусность даже теоретически не позволяли рассматривать его транспортировку по узкому и извилистому фарватеру.

Однако решение вывести с ЧСЗ «Варяг» было принято. И утвержден единственный вариант движения – буксировка авианосца.

14 июня 2000 г. в 5.30 крейсер вывели с заводской акватории. Руководство маневрами и несение ответственности персонально были возложены на Михаила Сницаря.

Он знал: если крейсер, сев на мель, заблокирует выход к морю для Николаевских портов и судостроительных заводов, последствия будут катастрофическими. Тогда в экстремальной ситуации все контролировалось бригадой лоцманов на каждом из 12 колен 81-километрового канала: действия восьми буксиров, влияние течения, устойчивого норд-оста, волнения, инерция железной махины…

Зображення Зображення

На фото ТАВКР «Варяг» на спуске и во время буксировки. Водоизмещение: 58900 т, длина: 306.5 м, ширина габаритная (по КВЛ): 75 (35) м, осадка 10 м. Главная энергетическая установка (котлотурбинная): 8 котлов мощностью 200000 л.с., 4 вала, 4 четырёхлопастных гребных винта. Скорость хода наибольшая (экономическая): 29 (14) узл. Экипаж 1690 чел., летательных аппаратов 67 ед.

 

Обеспечивали проводку восемь буксиров и шесть лоцманов. Взлетная полоса крейсера, нависавшая над корпусом, мешала буксирам-кантователям подобраться — можно было обломать мачты. Рядовая проводка через БДЛК продолжается около 5 часов, «Варяг» выводили 12. За это время испортилась погода, ветер усилился до 14 м/сек . Океанский буксир «Базальт» с трудом удерживал авианосец — концы растягивались и звенели. При буксировке «Варяга» практически каждое решение было нестандартным.

Зображення Зображення

Михаил Федотович вспоминал: «Когда делали первый поворот по каналу у Константиновского маяка, а он занял всего-то 55 секунд, напряжение было таким, что у всех успели взмокнуть и высохнуть рубашки. Дело в том, что этот поворот сложный и для судов с высокими маневровыми характеристиками, а что уж говорить о громаде «Варяга», не имевшей двигателя. Нужно было согласовывать и управлять действиями буксиров, следить за перемещением судна по каналу, предвидеть наперед, куда его вынесет инерция, как скажутся течение, ветер и волнение».

ЗображенняПока прошли всю дистанцию, семь потов сошло. И у многих участников операции прибавилось седых волос.

Но команда лоцманов, которой руководил М. Сницарь, справилась с задачей. Только через двенадцать часов, когда поравнялись с островом Березань, он впервые смог присесть.

Примечательно, что потом «Варяг» 16 месяцев ожидал благоприятных условий, чтобы пройти через Босфор, несравнимый со сложностями навигации по БДЛК.

Михаил Сницарь ушел из жизни 2 июля 2005 года…

На церемонии подъема флага на катере присутствовала вдова М. Сницаря Юлия Егоровна, сын Роман, сегодня – капитан-сменный механик лоцманского катера «Морской-2» ГП «Дельта-лоцман», внуки легендарного моряка. А имя Михаила Сницаря, присвоенное лоцманскому катеру -новострою, вновь звучит в эфире. Семь футов под килем тебе, «Михаил Сницарь», продолжай славное лоцманское дело!

Зображення Зображення

Лоцманский катер «Михайло Сніцар» отвечает действующим международным стандартам, Нормам и Правилам, построен под надзором Регистра судоходства Украины. Длина: 15,25м, ширина: 4,57м, высота борта 2,70м. Дедвейт: 3,02т. Скорость: 14 узл. ГД (Caterpillar C18): 533 квт.